Итак, в эфире снова рубрика «Вот оно чё, Вилимыч!», и в центре нашего внимания сегодня серия «Охота на тень».
Click to view
Театр теней, вообще, штука загадочная - хорошо известный в Китае и Юго-Восточной Азии (где это искусство достигло высочайших вершин), а позже даже и в Османской империи, в Европе как вид театра не существовал. Но разве трудно додуматься делать на стене «птичку» из теней от рук? Думается, так развлекались по всему земному шару.
а вот так работают профессионалы - индонезийский театр теней ваянг кулит.
5:34 Марго предлагает коту молока. Между тем, кошкам в возрасте старше трех месяцев молоко противопоказано: у них нет нужного фермента, чтобы оно усваивалось. Так что за кадром черного кота, скорее всего, постигла диарея. Хорошо, если успел до лотка добежать:)
8:07 «Провинция! Ни одного фонаря!»- ехидничает Кубик. Годом рождения в Москве уличного освещения принято считать 1730 год, когда императрицей Анной Иоанновной был издан указ, гласивший: "На Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен". Сейчас бы такое освещение показалось москвичу мраком - тусклые светильники освещали лишь небольшой пятачок вокруг столба и работали всего несколько часов. Однако тогда это считалось техническим прорывом. Особо гордились новым освещением члены городской пожарной команды, которой вменялось зажигать фонари - они по достоинству оценили конопляное масло, которым заправлялись светильники: служивые начали добавлять его в кашу.
Петр же Первый больше заботился об уличном освещении своей новой столицы - Санкт-Петербурга. Именно там появились в 1706 году первые в России уличные фонари.
Так что в петровские времена Россия действительно делилась на освещенную столицу - и лишенную регулярного уличного освещения всю остальную провинцию.
12:46 «Зевать на людях барышням не пристало», - наставляет дочку Брюс. Наставления в куртуазном поведении - тема, близкая Якову Вилимовичу, ведь под его руководством было издано в Москве в 1717 году первые правила этикета европейского образца - «Юности честное зерцало» - в помощь европеизации русского быта, которую проводил Петр Первый везде, докуда только мог дотянуться. «Зерцало» представляло собой компиляцию из вольных переводов европейских трактатов (включая наставления знаменитого Эразма Роттердамского), было необычайно популярно и переиздано уже в том же году. Адресовано, однако же, только юношам. «Зерцало, в частности, гласило: «55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.
57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.
59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.
Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего».
Барышни в петровское время, видимо, продолжали ориентироваться на памятник русской дидактической литературы XVI века «Домострой» - трактаты по этикету для женского пола при Петре не издавались.