Отличный полигон для страйкбола.

Dec 27, 2013 10:33

Originally posted by alexdoomer2009 at Ткуарчал. Шахтёрский город и заброшенная ГРЭС

Добрый вечер, дорогие читатели! Сегодня в центре внимания - абхазский город Ткуарчал. Когда-то крупнейший промышленный центр, населенный пункт, по численности жителей занимающий второе место в Абхазии после столицы Сухума, после войны 92-93 годов превратился фактически в город-призрак. В настоящее время в городе огромные территории занимают заброшенные и полуразрушенные здания. Крупные улицы фактически пусты. В нижней части города виднеются трубы и гигантские корпуса бывшей ГРЭС. Однако не все так грустно, жизнь в этом городе постепенно возрождается. Об этом и многом другом в сегодняшнем репортаже (много фото!).





This report in English

"Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году.  В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткуарчал - уникальное место - это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992-1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992-1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан."

Такую статью можно обнаружить, если зайти на википедию и прочитать о городе. В этом году в ходе отдыха в Абхазии было решено отправиться и посмотреть на город собственными глазами. Прочитав разные статьи в интернете, мы составили несколько маршрутов и выделили основные цели, которые хотелось бы посетить. Можно было взять проводников, но мы решили отправиться своим ходом. В столице Абхазии Сухуме на вокзале мы предварительно посмотрели расписание соответствующих автобусов и наметили день, когда отправимся в этот город. И вот в районе 8 утра мы садимся на автобус и двигаемся в путь. За окошком мелькают разные села, поля, реки и горы. Через пару часов дорога начинает заворачивать, мы начинаем проезжать между горами. По GPS видим, что скоро приедем. В конце концов прибываем на городской рынок.

1.  Первый пункт, который мы идем смотреть - это известнейший железнодорожный мост в район Акармару через реку Аалдзга. Дугой изогнувшийся над горной рекой, он является уникальным архитектурным сооружением. Если спуститься и отправиться вдоль бывшего ж/д пути, можно попасть в такие любопытные места, как заброшенный район Акармару, радоновые ванны и шахты по добыче каменного угля. Но у нас довольно ограниченное время, поэтому мы отправимся в другую сторону.



2. Позади обнаруживаем бывшее кафе "Лашкиндар". Внутри стены украшены рисунками на шахтерскую тематику, однако общее состояние довольно печальное. Направимся по дороге мимо плотины в сторону бывшей ГРЭС.



3. Перед тем, как уйти, сделаем кадр бывшего железнодорожного моста с приближением.



4. Природа вокруг просто потрясающая. Облака стелются на верхушках гор, вокруг везде буйная растительность, снизу шумит горная река, на этой фотографии вы можете увидеть одну из скал, которая расположилась неподалёку.



5. Стоит заметить, что автобус привёз нас в верхнюю часть города. А сейчас мы идем по дороге, которая приведет нас в нижнюю. По пути мы проходим мимо пары разрушенных и пары жилых домов. У одного из них наше внимание привлёк красивый фонтан. Очень атмосферно он смотрится с плавающими осенними листями. В центре фонтана - фигура цапли, по периметру - трёх маленьких лягушек.



6. А вот и один из жилых домов. Уже здесь чувствуется архитектура 50-ых годов, но дальше в отчете встретятся и гораздо более красивые)



7. Фонтанная лягушка в приближении. Все очень сильно замшело.



8. Отправляемся дальше. Мы оказываемся на одном из многочисленных мостов через реку Акармара. На берегу стоит одинокая заброшенная хрущёвка, а внизу грохочат бушующие воды горной реки.



9. Но я совсем забыл показать вам бывшую плотину. Если где-то посередине от заброшенного кафе до моста выйти к обрыву, то вдали можно увидеть остатки плотины на горной реке.



10. С этого же моста сделаем фотографию в другом направлении - в сторону города. Очень красивые пейзажи. Погода в принципе была к нам благосклонна, разве что порой было слишком солнечно, но это разве проблема?



11. А это дерево нас особенно заинтересовало. Обычное дерево, только высокое, было увито зарослями ягоды кустистой ежевики - ажины метров на 5 от земли.



12.  Вдали показывается главный городской автомобильный мост. Именно по нему автобус и проезжает в сторону конечной остановки - городского рынка.



13. С правой части реки снова показываются заброшенные или даже недостроенные хрущёвки. Теперь уже даже и не понять. Дома очень сильно поросли травой и зарослями.



14. Ну а мы тем временем идём дальше. По ходу пути в этой части города мы пока что никого не встретили. Вокруг деревья уже постепенно примеряют осенние наряды. Несмотря на южные края, сюда тоже приходит осень. К слову сказать, в городе - превосходные природно-климатические условия. Климат субтропический - лето тёплое (средняя температура июля 28 °C), зима умеренно мягкая и теплая (средняя температура января +8 °C); осадков свыше 2000 мм в год. Проходим под автомобильным мостом, но пока что в центр города не идём.



15. Мост позади, перед нами показывается бывшее железнодорожное полотно и яркий брошенный вагончик. В тот момент, как я делал этот кадр, сзади нас окликнул сторож ГРЭС и предложил отправиться к нему. Что мы и сделали.



16. Он рассказал нам историю предприятия и предложил отправиться на самостоятельное изучение фабрики. Ну, нас долго упрашивать не надо, уже скоро мы направились к производственным зданиям. Но перед тем, как начать показывать фотографии заброшенной ГРЭС, приведу памятную доску на административном здании и краткую историю Ткуарчала как промышленного центра.

"Ткуарчал в годы после ВОВ был развивающимся промышленным городом. В советский период шахтёрский город был уникален - как в масштабах Абхазской АССР, так, пожалуй, и на всем Черноморском побережье Кавказа. Его официальный статус индустриального центра Абхазии лишь в малой степени отражает ту необыкновенную атмосферу, которая царила в этом городе и которая до сих пор объединяет почти всех его бывших жителей, где бы они ни находились. Ткварчельские угольные месторождения, ставшие основой процветания города в 50-70-х гг. ХХ века, эксплуатировались очень интенсивно. Истощение угольных запасов, давшее о себе знать еще до распада Советского Союза, стало причиной того, что задолго до начала грузино-абхазской войны население Ткварчели, насчитывавшее одно время до 40 тысяч человек, сократилось до 20 - 25 тысяч. Но к этому времени на месте бывшего абхазского села у слияния рек Галидзга и Геджирка, в ущелье, огражденном лесистыми хребтами, сложился совершенно своеобразный мир. Город, разбросанный островками на нескольких террасах; многоэтажные дома на склонах гор; жилые кварталы, соседствующие с обрывами и водопадами; природа, сочетающая в себе лучшие пейзажи Абжуйской Абхазии. И вместе с тем - сложный комплекс предприятий: шахты с горно-обогатительной фабрикой; гидроэлектростанция, способная снабжать энергией весь регион; множество заводов, выдававших самую различную продукцию - от асфальта и доломитовой крошкидо средств электронной связи. Ткварчели был в полном смысле слова трудовым городом, воплощением мечты коммунистических пропагандистов, обеспечивавшим заводы и фабрики квалифицированными рабочими и инженерами. И в то же время город был необычайно культурным даже по меркам Кавказа: школы с нестандартно высоким уровнем преподавания; интеллигенция, ничем не уступающая сухумской или тбилисской; Дворец культуры, впечатляющий своей монументальностью и изысканностью архитектуры."
  "В 80-х началось свёртывание добычи угля, и Ткварчельская ГРЭС, которая изначально и многие годы потребляла весомую долю добытого рядом угля, была переведена на работу от специально подведенного газопровода. Уголь везли в основном в сторону Кутаиси. В 1992 году началась грузино-абхазская война, в результате которой погибло огромное число жителей, города, а после войны многие жители покинули город. К концу 2000-ых годов численность населения города составляла порядка 5000 человек."



17. Ну а мы после небольшого разговора со сторожем на КПП отправились в сторону заброшенных зданий. Зрелище открывается просто необыкновенное, масштабы поражают. К сожалению, огромная территория и здания на ней довольно сильно разрушены, поэтому назначение далеко не всех зданий поддаётся пониманию... Перед нами - наполовину разобранная часть основного корпуса. На заднем плане виднеются две высоких фабричных трубы.



18. В разрушенную часть мы не пойдём, а вот в корпус слева - пожалуйста. Тем более, что и сохранилась она гораздо лучше. Внутри буйствует растительность, присутствуют целые залежи чермета. Войдя в помещение, я даже застыл от удивления. Не ожидал увидеть настолько впечатляющую картину (это надо видеть, чтобы понять).



19. Направимся к месту, где ранее располагался генератор гидроэлектростанции. Здесь следует заметить, что абсолютно все здания на территории ГРЭС находятся в крайне аварийном состоянии. Очень много дыр, провалов, аварийных перекрытий, разрушенных от бомб стен, торчащей арматуры и прочих опасных элементов, так что тут следует быть крайне осторожным! По замшелой лесенке поднимаемся на второй этаж.



20. Честно - я не могу корректно написать, что тут и как работает. Но судя по прошлым отчетам комрада vmulder, это остатки генератора, а чуть дальше можно встретить панели управления.



21. Если в начале этого корпуса приподнять голову, можно обнаружить огромный трансформатор, висящий на крюке грузового крана. Такая "милая" картина.



22. А вот, что мы увидим, если пройти чуть дальше по этому корпусу.



23. Ещё несколько фотографий. Кстати, за окном виднеется ОРУ (открытое распределительное устройство), которое, как сказал сторож, они и охраняют, поскольку электричество в город подаётся именно отсюда. То бишь оно действующее и охраняемое.



24. На стенах вырос целый "город-сад". Потрясающая картина захвата человеческих творений природой.



25. Выглянем ненадолго на улицу. Слева виднеется тот корпус, из которого мы только что вышли, а справа вдалеке - участки ОРУ. А еще видна пышная ветка физалиса.



26. Вернёмся и сделаем еще один снимок открывающейся постапокалиптической картины.



27. Но время не ждёт, так что отправимся дальше. Перед нами вырастает высоченная труба. Она безумно высокая и еле влезла в кадр. Некоторые, возможно, захотели бы ее заруфить, но в этот раз я плюнул и забил (состояние всех конструкций довольно сомнительное, высота огромная, плюс жара). Кому интересны виды, смотрите отчет vmulder



28. Если присмотреться, на трубе с прошлого кадра можно увидеть темное круглое пятно. Приблизим с зумом. Как сказал, сторож - это результат попадания ракетой грузинского самолета СУ-шки. Несмотря на попадание, труба, построенная немцами, осталась стоять на месте.



29. Мы проходим мимо трубы, вдали показывается транспортёр-переход для подачи угля между основным зданием и вторым. Кстати, видны и пасущиеся лошади.



30. А вот делая эту фотографию, я провалился в лужу грязи по щиколотку. Уже потом мы увидели ,что вся территория в этой части ГРЭС представляет собой грязь и жижу.

"Включился ли ты в соревнование за звание коммунистического отношения к труду!" и красивая металлическая звезда сверху. Кстати в правой части этого здания даже кипит жизнь (!)



31. Вдали показывается второе здание ГРЭС формы судна или даже космического корабля, я даже и не знаю, с чем сравнить. Архитектура очень приятная, необычная.
 Вокруг валяются огрызки от автобусов, вагонов (!) и прочие горы металлолома.



32. Это здание тоже довольно аварийное, стоит смотреть под ноги, однако лестницы в довольно хорошем состоянии, и можно аккуратно подняться на верхние этажи. В целом в комнатах пустовато, поэтому сразу перейдём к самому интересному. На верхних этажах нам довелось увидеть очень красивое освещение и блики от солнечных лучей. Также, как и в других зданиях, зелень активно распространяется по всему периметру.



33. Если тут так пусто, зачем же мы сюда поднялись? Конечно же, ради видов! Очень красивые пейзажи открываются вокруг. В левой части фотографии виднеется большая полузаброшенная обогатительная фабрика.

Основу промышленности Ткуарчала всегда составляла добыча и обогащение угля. Добываемый уголь транспортировался на обогатительную фабрику, продукция которой предназначалась для снабжения коксующимися угольными концентратами.
С 2002 года на шахтах добычей угля и последующим его экспортом в Турцию занималась абхазско-турецкая кампания «Тамсаш», инвестировавшая в производство свыше $ 20 млн. С декабря 2009 года предприятие преобразовано в абхазское ООО «Ткуарчалуголь». Бюджет Ткуарчальского района на 90 % зависит от этой фирмы. Однако, добыча угля проводится открытым способом, что приводит к загрязнению реки Аалдзга и вызывает недовольство местных жителей и ряда политиков Абхазии, поэтому с 2010 года открытый способ был запрещён (?)".

В правой части снимка видна вышка промежуточной части канатной дороги, действующей в городе до 1993 года и соединявшей верхнюю и нижнюю часть города. На заднем плане виднеются горы.



34. Вышка канатной дороги. Раньше в городе было несколько канатных дорог, но до наших дней дошла только одна. Сохранилось две станции (верхняя и нижняя), промежуточная вышка и ржавые соединяющие тросы, и что особенно примечательно - один вагончик, ставший своеобразным "неофициальным символом" города. Но о нём попозже.



35. Немного растительности на этаже второго корпуса ГРЭС.



36. А на этом снимке в кадр попал еще и основной железнодорожный вокзал, ныне фактически заброшенный. К сожалению, не успели дойти до него, но кому интересно, могут посмотреть фото в других отчетах ребят.



37. А вот и легендарный вагончик! Не зря я телевик захватил.



38. Плющ активно обвивает ржавый металл в здании и на улице.



39. Ну и самый необычный вид, по моему мнению, открывается в сторону главного здания ГРЭС и фабричной трубы. Зрелище завораживающее. Природа, захватывающая и окружающая творение рук человеческих, ели на крыше, трава на этажах, да уж...
Конечно, всегда надо не забывать, что здания стоят без крыш и перекрытий не просто так.

"Бывший шахтерский поселок во время войны за независимость превратился в центр национального абхазского сопротивления. Маленький городок в горном ущелье устоял перед всеми опасностями, выдержал все вражеские атаки, и на его улицы никогда не ступала нога грузинского солдата. В войну 1992-93 года Ткварчели был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. А 27 сентября 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткуарчалу почетного звания «Город-герой»..."
В эвакуации жителей блокадного Ткварчели участвовали российские летчики. Один из вертолетов, вывозивших беженцев - женщин и детей, был сбит над селом Лата..."



40. Еще немного отдохнув и перекусив, мы отправляемся вниз, на исследование второй части главного корпуса.



41. Проходим через лужи грязи и мимо мирно пасущихся лошадей, мы возвращаемся к главному корпусу.



42. А вот так его фасад выглядит при хорошем освещении.



43. Далее мы отправились внутрь здания, проблуждали долго время в темных лабиринтах лестниц и заброшенных этажей и в конце концов вышли на второй этаж. Вот это место меня удивило больше всего. Везде и повсюду были кусты и трава.  Перед нами оказалась целый корпус без перекрытий и крыши, как кратер, по бокам которого выросло множество растительности. Здесь нужно очень внимательно смотреть под ноги, чтобы никуда не свалиться. Кстати, прямо по курсу - вторая труба ГРЭС, а слева - видны бункеры, из которых подавался уголь.



44. А вот освещение здесь было просто ужасное. Тем более мы хотели поскорее отсюда выбраться. Поэтому ниже просто несколько кадров буйства природы.



45.



46. Кадров было намного больше, но не буду нагромождать отчет, поэтому ограничимся этими. Вылезли из главного корпуса, изучили административный (уже устали, поэтому мало фотографировали). Поболтали со сторожем перед тем, как выйти с территории объекта. Он нам рассказал эпическую историю, как принимал иностранца-голланда - "шпиона", как он решил. После этого мы сфотографировали на прощание вставшие часы и отправились дальше.



47. Ну а теперь - позитив! Яркие осенние краски деревьев и сочные цвета голубого неба) По главному автомобильному мосту отправляемся в центральную, живую часть города.



48. Солнышко ушло немного в сторону, поэтому теперь можно фотографировать все в правильном свете. Виды с моста.



49. Постепенно нам начинают встречаться и люди, и жилые здания. Город очень уютный (!), как бы это не парадоксально звучало.



50. Поскольку канатная дорога не работает, мы поднимаемся по высокой лестнице с кучей ступенек, и оказываемся прямо перед городской администрацией. Красотища! Если бы этот город восстановить, ввести экологичное производство, то я бы хотел здесь жить. Сейчас все основные фабричные мощности работают в очень маленькую силу, поэтому воздух в городе чистейший. А зелень и хвоя вокруг, горы - это просто чудесно.



51. Есть некоторое противопоставление между верхней и нижнею частями города. Мы добрались до верхней станции канатной дороги и сделали кадр вниз. Сначала я очень хотел забраться наверх той вышки, но банально не хватило времени. Кстати, в левой части кадра хорошо виден корпус странной формы на территории ГРЭС, откуда мы делали пейзажные снимки.



52. Внезапно, на полу станции канатной дороги обнаруживаем ягоду, похожую на землянику! оказалось, это "дюшенея индийская")



53. Улицы города - это просто рай какой-то. После душных и забензиненных Москвы и Химок они показались просто чудом. Машин фактически нету, архитектура домов прекрасная, прямо под окнами растут хвойные деревья.



54. Новый памятник героям войн 1941-45 и 1992-1993, который отливали в России. Очень сильное зрелище.



55. К сожалению, и в этой живой части встречаются разрушенные дома, пострадавшие во время войны.



56. На улицах порой можно встретить коров, а вот тут в обычном дворике пасутся лошади. Идиллия)



57. Еще примеры красивой городской архитектуры. Жилой дом на одной из центральных улиц.



58. Заброшенный дом на улице в верхней части города.



59. Растения уже растут без помощи людей.



60. Мое любимое место - неподалеку от дома культуры и администрации. Здесь мы пытались найти кафе, оно оказалось закрыто. Однако обнаружилось другое, прямо на открытом воздухе. Нам сделали пельменей в сметане, кофе-гляссе и мороженное. Прямо в тени деревьев мы пообедали и, к слову сказать, довольно вкусно.



61. Ну а мы направились в сторону автобусной остановки - в районе 17 часов уходит последний в день автобус на Сухум, и потом отсюда будет выбраться довольно проблематично. Главная улица города и красивые кипарисы с хвойными вдоль нее. Яркий плакат о мобильном интернете еще раз напоминает о том, что все здесь только начинается.



По ходу прогулки я встретил много жителей, и школьников, желающих отвести нас к водопаду на экскурсию, и девушек в красивых платьях, и просто жителей города. Не думайте, что улицы города пусты, и он весь вымер. ДК почти отреставрирован, на многих зданиях сверху сделаны новые крыши. Восстанавливаются учреждения и дома. Так что все еще впереди. У такого красивого города должно быть прекрасное будущее.

Огромное спасибо за материалы выражается следующим ресурсам:

1). Живой Журнал vmulder

http://vmulder.livejournal.com/77616.html и другие статьи.

2). Абхазская интернет-библиотека

3). Отчёт на Urban3p пользователя nistratov http://urban3p.ru/blogs/31277/

4). Новости Черного моря. http://www.blackseanews.net/read/15529

5). http://yablor.ru/blogs/jd-stanciya-tkvarcheli/2456496

6). Wikipedia

7). Wikimapia

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

1. Заброшенный ж/д вокзал "Сухум" + забытые поезда    2. Закат на крыше высотки у Черного моря    3. Гагра. Заброшенный пансионат


  
  

И я буду очень рад новым друзьям и читателям! Добавляем;)

До Новогоднего отчёта!

клево!, перепост

Previous post Next post
Up