Формула гения
«Жаль, что никто не изучает работу его мозга, путь выбора из множества решений одногo- единственного, обеспечивающего создание образцов, занимающих достойное место среди всего стрелкового оружия мира на протяжении многих десятков лет», - посетовал в своей книге Ливадий Коряковцев.
В 1946 году в финал конкурса, объявленного Наркоматом вооружения, из 15 образцов автоматов вышли только три. Потом остался один - автомат Калашникова. И с тех пор ученые и журналисты мучаются вопросом: мог ли старший сержант с 9 классами средней школы изобрести автомат, который на ближайшие полстолетия определит ход истории мирового стрелкового оружия? Потому на Калашникова время от времени и нападают, что не могут объяснить необъяснимое.
Что такое гений и какие элементы входят в его формулу? Давайте попробуем разложить калашниковский феномен на составляющие.
Природный дар.
Несомненно. Все школьные годы Миша Калашников изобретал вечный двигатель, да так искусно, что убедил в своей правоте даже учителя физики. Сам тот факт, что в 20 лет он победил в соревновании армейских изобретателей и его счетчик моточасов для танков был принят к серийному производству, подтверждает, что некая изобретательская искра ему действительно была дана от природы.
Этот бы дар - да использовать в мирных целях! Но что поделать - если в детстве на глаза ему попался ржавый браунинг, а не двигатель от автомобиля...
Фантастическая память.
Калашников до сих пор удерживает в голове сотни конструкций стрелкового оружия. Диплом советского технического вуза, где изучают лишь небольшую часть того, что знает он, ему, выходит, и правда был ни к чему. А вот запоминать лица, имена и фамилии для него всю жизнь было проблемой. Его нередко упрекали и в том, что ничего особенного в его автомате нет - собрал, дескать, в одной модели все лучшее, что на тот момент было изобретено в мире. Это правда, но такую же претензию тогда можно было бы предъявить и Пушкину с Моцартом...
Два начальника конструкторских бюро, Валерий Паранин и Юрий Широбоков, сказали мне следующее: «Его голова работает немного не так, как у нормальных людей, - он, казалось бы, в самом обыкновенном видит то, чего не видят другие. Вроде бы сидим и думаем одинаково над каким-нибудь узлом или деталью. А потом ему придет в голову такое, что никак не могло прийти в головы нам, потому что в этом направлении мы даже и не думали! Ему, когда он создавал свой автомат, нужно было, например, решить задачу - сделать так, чтобы песок и грязь не проникали внутрь. Как эту проблему решали все остальные конструкторы? Старались подогнать детали так, чтобы не оставалось зазоров. И что сделал Калашников? Оставил под подвижными частями свободное пространство - в результате чего грязь вываливалась сама по себе. То есть подошел к проблеме совсем с другой стороны».
Этим технический гений отличается от высококлассного специалиста: хороший инженер берет известные элементы и складывает их в конструкцию. А потом приходит гений и выбрасывает все лишнее...
Полный текст статьи
здесь