Заумь

Jan 27, 2012 22:12

Положительно наслаждаюсь "Загадкой дара" Годелье. Задумалась о природе связи между священным предметом и тем, что он, в представлении того, кто верит в его священность, делает. Например, о связи между короной и королевской властью. Корона - не просто символ королевской власти. она как священная монархическая регалия буквально делает короля королем ( Read more... )

Leave a comment

Comments 17

alexkrm January 27 2012, 19:11:27 UTC
Хм, по логике вещей, перформатив высказывания равносилен действию ("клянусь", к примеру). Если так, то предмет не может быть перформативным, только действие с ним. Хотя, имхо, там комплекс. Надевание короны - похоже, не столько перформативно, сколько иллокутивно.

Reply

suibnecelt January 27 2012, 19:20:42 UTC
Ну тогда и действие не может быть перформативным, потому что перформативное высказвание - это то, которое равносильно действию. А действие - оно уже действие. С предметом интереснее - он-то не действие. Ну а все-таки, какая же тогда связь между короной и властью? Мне кажется, тут должно быть что-то более сильное и активное, чем просто символическая связь. Корона и есть власть, власть содержится в ней, какие там символы! Вот и приходит в голову перформатив, подразумевающий активность.

Reply

alexkrm January 27 2012, 19:43:35 UTC
Власть не содержится в короне (это же просто предмет!) Если так подумать, власть в общем случае - осуществление воли. А следовательно, легитимизирует эту волю тот, кто надевает корону. Сам король, первосвященник, председатель парламента, мм...? Здесь никаких символов нет, все очень грубо: есть право надеть корону (на короля, на себя, на кого-нибудь). Вот это правоприменение и есть перформатив в чистейшем виде.

Reply

suibnecelt January 27 2012, 19:49:39 UTC
вот об этом и пишет Годелье, что для нас это просто предмет, а для тех, для кого корона священна, это не просто предмет! Конечно, это далеко от "объективной реальности", но собственно об этом речь: как реальность преломляется и превращается в миф, создающий определенные социальные структуры. Собственно, Годелье и пишет, что это все большая иллюзия, вещам приписываются действия, которые на самом деле совершают люди.

Reply


heithell January 27 2012, 21:19:58 UTC
Интересные у тебя мысли. Эта книга очень головоломная? Людям без профдеформации ЕУ ее можно читать? Стоит?

Reply

suibnecelt January 27 2012, 21:28:16 UTC
ммм, ты знаешь, Годелье - философ по первому образованию, и он довольно много философствует, причем в русле французской философии психоанализа (Батай, Лакан). Я с ней знакома плохо, и проблемы, например, в том, что первично, символическое или воображаемое, не вижу, а он много про это треплется. В то же время у него внезапно есть и довольно неожиданные для меня и интересные применения психоаналитический идей в марксистком духе. И если пропускать неинтересное и непонятное :), на мой взгляд, даже и ничего. Он все-таки ещё и в поле работал, у папуасов, то есть имел дело с "сырой" реальностью. А ещё он марксист и структуралист, и верит в возможности науки постичь истинное место человека в этом мире, отбросив завесу доминирующих идеологий. То есть там все в таком духе :). Если интересны антропологические сюжеты: дар, обмены, природа священного, всякие странные племена, то читать обязательно. Для развлечения, пожалуй, лучше что-нибудь другое почитать.

Reply


irina_24 January 28 2012, 11:49:41 UTC
о магических действиях как о перформативных актах писала Е.С. Новик. ИМХО, ее ошибка в том, что она пытается объяснить магию, обращаясь к понятию перформатива, а надо бы, наоборот, объяснять перформативы через теорию магии.
о функционировании символов в магии и, кажется, как раз о короне как символе царской власти (или о чем-то очень сходном) много писал Лич в "Культура и символ", Годелье не ссылается на Лича?
вообще я как-то проглядела эту книгу, спасибо большое за ссылку!
*ушла читать Годелье

Reply

suibnecelt January 28 2012, 19:01:36 UTC
перформативы через теорию магии? а ты это будешь делать в своем диссере? я бы почитала.
Годелье не ссылается на Лича и о коронах он тоже не пишет, это я придумала более близкий нам пример. Он пишет о священных предметах папуасов баруйя :). И о магии кстати почти не пишет, больше об обменах, предметах и символах.

Reply

irina_24 January 29 2012, 11:10:06 UTC
чё-то он у меня не скачивается, придется искать бумажный вариант
а пеформативы - ну, само понятие магии довольно широкое и размытое. можно назвать их рудиментом магических практик или их разновидностью. я тут большой проблемы не вижу :)

Reply

suibnecelt January 29 2012, 11:17:46 UTC
погоди, перформатив - это же языковое явление, то есть он вероятно был всегда, пока был язык? Может, перформатив - просто альтернативный способ говорить о словесной магии? Я тебе сейчас вконтакт пришлю ссылку, по которой скачать Годелье.

Reply


Leave a comment

Up