Прочитала все три книги: «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел».
После «Московской саги» понравилось вдвойне.
В том смысле, что у Аксенова «Московская сага» получилась какой-то очень грязной, отталкивающей, а у Рыбакова «Дети Арбата» - наоборот.
Хотя говорить о художественной или исторической ценности его трилогии (тетралогии?) мне сложно. Для меня такого рода произведения интересны своей автобиографичностью, присутствием живого человека за строчками. То есть мое «понравилось» относится не столько к книге (ее форме, подаче материала, языку, стилю и т.д.), сколько к мировоззрению автора.
Попробовала поискать в Интернете подробности, как Рыбаков писал трилогию, но ничего внятного не обнаружила. Были обрывки информации о том, что Рыбаков работал с архивами (даже закрытыми). Меня такое погружение в материал всегда подкупает.
Так же, как подкупает умение автора показать разные стороны одного явления. При всем негативном отношении к Сталину Рыбаков пишет такое (в контексте событий Великой Отечественной войны): «Когда гибнут миллионы, жизнь нескольких человек мало чего стоит. Это философия Сталина, но, может быть, в ней и заключается сталинская сила. Без его железной воли сопротивляться такому врагу было бы невозможно. Много непростительных ошибок совершает Сталин, дорого обходятся они народу. Но другого вождя нет. И надо подчиняться».
Некоторые формулировки Рыбакова (особенно в первом романе) построены таким образом, что сложно понять: хвалит или ругает он Сталина.
А в каких-то эпизодах Сталин, нарисованный его пером, предстает человеком, который даже вызывает сочувствие (например, во время первых дней войны или когда его сын Яков был взят в плен).
* * * * *
Но ужас этой эпохи велик. Я не представляю, как можно было жить и выжить в такое время. Когда я впервые прочитала Солженицына, то надолго закрыла для себя эту страницу истории и только сейчас рискнула снова заглянуть в нее.
Моей семьи (той ее части, про которую я знаю) все это не коснулось. Я узнаю о том, как жили люди в то время, только со страниц книг.
Удивительно, но Варя, которую Рыбаков явно хотел сделать положительным персонажем, не вызвала у меня симпатии. По-моему, она слишком активная, категоричная, вездесущая.
Ближе всего мне, конечно, оказалась Софья Александровна - мама Саши. Это понятно: у меня подрастает сын, и я поневоле меряю на себя любые похожие ситуации.
* * * * *
Одноименный сериал (как и в случае с «Московской сагой») я не смотрела. Где-то на середине книги решила узнать, кто в нем играет. И очень об этом пожалела: подбор актеров мне показался неправильным. И дочитывала потом, видя перед глазами не рыбаковских персонажей, а тех, кто сыграл в сериале. Мне это мешало.
P.S. Раз уж окунулась в эту тему, начала «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург - матери Василия Аксенова, который написал «Московскую сагу».