Впечатлившись праздничным парадом на 9 мая, решили познакомиться с военной техникой поближе и на следующий день отправились в музей ВВС в Монино. Со времен моего детства музей заметно похорошел, экспонатов стало гораздо больше. Некоторые из них существуют в единичном экземпляре! Грандиозность и уникальность многих машин впечатляет!
Музей ВВС состоит из нескольких частей. Одна из них посвящена зарождению авиации в нашей стране. Здесь представлены исторические документы, различные приспособления, с помощью которых человек делал первые попытки подняться в воздух, разные двигатели, авиационное оружие и приборы, форма первых летчиков и много других вещей, связанных с историей воздухоплавания.
Сразу скажу, что без экскурсии людям далеким от темы ходить не интересно. Таблички у экспонатов малоинформативны. Поэтому, оправляясь в Монино, следует заказать экскурсию или вооружиться соответствующей литературой. О заинтересовавших нас экспонатах мы многое прочитали уже после возвращения домой в интернете. Например, про первый в мире серийный высокоскоростной истребитель И-16. Удивительно, что боевой самолет сделан по большей части из дерева.
К зданию музея пристроен ангар, где расположились самолеты времен Великой Отечественной Войны.
Здесь нам встретилась экскурсионная группа с детьми. Экскурсовод очень увлекательно рассказывал им о машинах, представленных в павильоне. И мы невольно заслушались. Было интересно узнать о подвигах пилотов, о секретах военного пилотажа.
Это уникальный экспонат. Подлинный Ла-7, на котором окончил войну трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб. На борту звездочки - количество сбитых самолетов противника.
Легендарный штурмовик Ил-2 - участвовал в боевых действиях в составе 243 штурмовой авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания в декабре 1942 года совершил вынужденную посадку в болоте Новгородской области. В 1977 году его нашли поисковики, доставили в Москву и восстановили в ОКБ Ильюшина. Кстати, мотор восстанавливали на заводе "Салют", где уже более пятидесяти лет и по сей день трудится моя бабушка и работал мой дедушка. Именно этот экземпляр участвовал в съемках фильмов "Особо важное задание" и "Ты должен жить". Кстати, это не единственная кинозвезда в музее.
Фрагменты самолета Ил-2 и личные вещи командира разбившегося экипажа, обнаруженные на месте гибели.
Но вот летное поле. Экспонаты завораживают. При входе стоит вертолет Ми-12 - самый большой и тяжелый вертолет из когда-либо построенных в мире! Создавался, чтобы перевозить баллистические ракеты. Было выпущено всего два экземпляра. В серийное производство не пошел, ракетчики от него отказались, а в других областях применять его посчитали неэффективным.
А вот вертолеты поменьше. Разные-разные вертолеты!
И всевозможные самолеты!
Ту-144 - первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет. Крыло самолета не имело закрылок и предкрылок. Снижение скорости для посадки осуществлялось при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
Ту-16 - самый распространенный дальний бомбардировщик времен «холодной войны». Первый в СССР самолет способный нести ядерный заряд. Эту модель самолета использовали при испытании первой водородной бомбы на семипалатинском испытательном полигоне.
Ли-2. Самолет - кинозвезда. Снимался в многочисленных военных фильмах: «Максим Перепилица», «Офицеры» и др.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировшик М-50. Был построен всего один испытательный образец.
Бомбардировщик Т-4, еще его называли «сотка», тоже остался лишь опытным образцом. Красавец! Инновационная модель! В ней было впервые применено более 600 изобретений. Корпус сделан из титана. Так как на сверхскоростях сильно повышается температура, и обшивка попросту начинает плавиться, авиаконструкторам пришлось подобрать для этого самолета металл попрочнее алюминия.
Самолет мог развивать скорость до 3 200 километров в час. Это более километра в секунду! Дальность полета составляла 7 000 километров. Свой первый полет Су-100 совершил 22 августа 1972 года. Первоначальные испытания прошли успешно. Военные заказали партию в 250 машин, которые планировались построить в наступающей пятилетке. Но после 10 успешных полётов проект был закрыт. Почему - доподлинно неизвестно. От него остался только этот экземпляр в Монине. Два других образца были разрезаны и переплавлены.
В ангаре уникальных летательных аппаратов чудеса авиатехники.
Самолёт "Илья Муромец" - гордость дореволюционной России. Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, полность изготовленный из дерева. Использовался во время первой мировой. За годы войны была сбита всего одна машина, которую атаковали сразу 20 самолётов противника.
АНТ-25 еще известен как РД - рекорд дальности. По этой аббревиатуре можно понять для каких полетов он предназначался. На самолете этой модели Чкалов осуществил свой перелет через Северный полюс.
Еще одна кинозвезда - самолет-разведчик Вуазен, широко использовавшийся в первой мировой войне. Его можно заметить в "Новых приключениях неуловимых" и "Служили два товарища".
АНТ-2, построенный в 1924 году, - первый цельнометаллический самолёт, покрытый гофрированной обшивкой из кольчугалюминия.
Турболет - этот аппарат поднимался и держался в воздухе за счет реактивной струи двигателя.
Аэросани для полярников. Не летают, но по снежной целине разгоняются до 40 км/ч.
Каждый раз в тему нашего досуга стараюсь подобрать Феде какую-нибудь книгу, чтобы дома еще раз закрепить увиденное или узнать дополнительно что-нибудь интересное. На этот раз в тему самолетов оказалась очень кстати книга из серии «Настя и Никита».
В книге "Знаменитые самолеты" рассказывается об истории возникновения авиации, о первых летательных аппаратах - планерах и первых самолетах. Практически все их можно увидеть в Монине. Получается такой микро-путеводитель по музею ВВС. Добавлю, что периодически музей проводит «Дни открытых дверей» обычно это военные праздники - 23 февраля, 9 мая и День Воздушного флота, который отмечается каждое третье воскресенье августа. В такие моменты многие самолеты можно посмотреть и изнутри. Правда, думается, что и желающих сделать это предостаточно.
Я в соцсетях
инстаграм,
фейсбук,
вконтакте Добавляйтесь, чтобы обмениваться эмоциями!