Коваль больше

Oct 20, 2008 12:31

В последнее время много было сделано важного для  фиксации памяти о Ковале, и на этом фоне почти обидным выглядит невнимание к нему "большой" или "взрослой" литературы и литературоведения. Возможно, у науки просто еще "не дошли руки" до него, но может быть, дело в другом. Он по-прежнему считается сугубо детским писателем, соответственно - маргиналом. Мало кто обращает внимание на старую истину - именно "маргиналы" и творят "магистральную линию" литературы. Пока в отечественной словесности неуклюже разворачивались разные уважаемые дредноуты, повторяя на новом этапе зады Толстого, в "нише детской литературы" творилась собственно современная литература, и даже не такие гении, как Коваль, оказываясь в детгизовском пространстве, совершали чудеса. Не случайно ведь тексты, написанные в советские годы для детей, интересно читать до сих пор, тогда как "взрослые" книги в основной массе  представляют интерес уже только для историков.
Коваль, по-видимому, не только дошел до этой мысли, но и сделал из нее практические выводы. "Суер-Выер" - это тот текст, где использованы приемы и образы "детской литературы" для создания совсем не детского пространства. Приемы эти и формы использовал не один Коваль. Даже Пелевин пользуется похожим арсеналом. Но Юрию Иосифовичу удалось небывалое - сохранить "позитивный дух", который царствовал в детских книжках и полностью отсутствовал даже в лучших книгах "для взрослых". По-видимому, именно этот дух и мешает "взрослым критикам" (или взрослому обществу?) признать ценность Коваля для всей русской словесности. Еще Хлебников с прискорбием замечал, что современные писатели охвачены унынием, которого нет только в народной песне и у футуристов.

- Ковалеведение и ковалелюбство

Previous post Next post
Up