*
Обложка книги Ю. Коваля "Самая легкая лодка в мире", 1984 г.
Неожиданно наткнулся в журнале "Юность" на одну из первых критических статей о "Лодке", 1985 год. Автор - замечательная
Эльвира Иванова, переводчик и литературовед.
С удовольствием делюсь с вами, друзья.
Эльвира Иванова
Легка ли самая легкая лодка в мире?
Мечтали вы когда-нибудь выйти в море на собственной лодке? Если да, вам будет интересна новая повесть Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире» (М., Молодая гвардия, 1984). А если даже нет, то, уверена, прочитав ее, вам, несомненно, захочется и построить свою лодку и выйти на ней в море.
Лирический герой Ю. Коваля (а может, сам автор?) издавна имел такую мечту и долгими путями к ней шел. Сначала обретая внешние приметы морского волка -«золотой» зуб и кусок тельняшки. Затем разыскивая необходимый для лодки материал, потом уже испытывая на Яузе только что построенную лодку. И в конце концов отправляясь в настоящее большое плавание.
Но это лишь внешняя канва событий. А сами события наполнены глубоким смыслом: встречами и дружбой с примечательными, иногда даже удивительными людьми, освоением житейской мудрости, общением с природой, расширением границ человеческого познания.
События книги необычайно занимательны сами по себе. Но во сто крат они ярче благодаря юмору и даже легкому лукавству, с каким их выписывает автор. Чего стоят, например, «бамбуковая» затея, знакомство с писателем-путешественником, который обращается к своей собаке с вопросом: «Чанг, ты поставил чайник?»
Хлебосольный шурин Шура, вяжущий носок для каменной ноги, носатый Леха Хоботов с летающей по воздуху рукой, художник Орлов, девушка Клара Курбе - все они такие разные и по-своему интересные люди. Личность каждого показана крупным планом, замечены малейшие подробности внутренней жизни и персонажей книги, да и самого лирического героя. Все детали путешествия тщательно фиксируются, но делается это вроде бы кем-то другим, со стороны. Писатель здесь и участник действия, и его летописец. А какой самоиронией пронизано описание изобретенного писателем нового направления в живописи под именем «шаризм»! И как комически обыграно придумывание самого легкого в мире названия для «самой легкой лодки», которая стала в конце концов «Одуванчиком», потому что только вслушайтесь: «в одуванчике есть воздух - ооооо... В нем смешно дует ветер - дуууу... В нем кричит лягушка - вваааа... А потом пора уж и тормозить - ннннн.... И, как ножиком, отрезать в самом конце - чик».
Что это? Быль? Сказка? Фантастическая повесть? Жанр путешествия, наподобие стерновского? И то, и другое, и третье... Любители сказок найдут здесь много неожиданного и таинственного. Сторонники фантастического обнаружат пришельцев чуть ли не с Сатурна. Знатоки психологической прозы насладятся тонкостью человеческих отношений, нюансами характеров. Приверженцы комического от души посмеются над многими потешными ситуациями и юмористическими пассажами. А романтиков непременно увлечет само это необычное путешествие на «самой легкой лодке».
Писатель же утверждает, что повесть «выросла» из реальности. Он в действительности построил такую лодку, отправился на ней в плавание и все, что происходило по дороге, описал в своей повести. Но как описал?
Книга читается на едином дыхании, вовлекает нас в сопереживание и соучастие. Как-то В. А. Жуковский заметил, что читатели жаждут «занимательности для любопытства, то есть хорошо распутанных происшествий, и занимательности для ума, то есть истины и простоты с нею неразлучной». Произведение Ю. Коваля как раз и являет собой ту самую «занимательность для ума», удовлетворяющую нашу потребность в хорошей, изящной по своей живописности литературе. Ибо книга эта и вышла из-под пера писателя-живописца, давно уже проявившего свое художественное мастерство и в композиционном построении повестей, рассказов, лирических миниатюр, и в лепке человеческих характеров, и в воссоздании мельчайших деталей - будь то элементы городской жизни, быта творческой интеллигенции, особенностей деревенского житья-бытья, рыболовного дела, городского и речного пейзажей или даже рыбьих уловок и «характеров», собачьих и медвежьих повадок (рассказы «От Красных ворот», «Сиротская зима»). В новой книге Ю. Коваль впервые открыто «предъявил» нам всем и другой свой талант - талант художника (в буквальном смысле!): повесть оформлена его собственными графически выразительными и емкими рисунками. Тут, быть может, и кроется разгадка главного успеха писателя: он - в служении двум «музам», литературе и живописи. В жизни Ю. Коваль пишет не только книги, но и картины, создает из дерева скульптуры. Читателям известны его литературные произведения, но мы плохо знаем его картины и скульптуры: выставляются они редко. Для самого же Ю. Коваля важно быть «живым и веселым, отвечать жизни и благодарить ее Словом, Живописью, Скульптурой».
Перу Ю. Коваля принадлежит много книг. Среди них - очень популярная и талантливая повесть «Недопесок», о свободолюбивом песце с пышным именем Наполеон Третий. Позже были написаны другие, не менее яркие и увлекательные произведения - «Пять похищенных монахов», «Приключения Васи Куролесова», «Картофельная собака», «Алый», «Чистый Дор», лирические зарисовки с блестящими рисунками Т. Мавриной.
«Самая легкая лодка в мире» явила все высокие достоинства художественной манеры Ю. Коваля. Это - новая и очень радостная встреча с талантливым писателем и живописцем.
Нет, не легка «Самая легкая лодка в мире»: она полна мыслей, наблюдений, любви к людям и родной природе.
Опубликовано в журнале «Юность» №11 1985 г.
Сканирование, OCR -
serezhik_18