*
>Полноразмер< Бесценный подарок от
Светланы Мицул. Расшифровка записи встречи Юрия Иосифовича Коваля с детьми на занятии киноклуба "Герои книг на экране", 1990 г.
Предисловие от Светланы:
Хочу немного рассказать о самом киноклубе. Киноклуб начал работать еще в старом здании РГДБ, в 1982 (точно не раньше) году. Каждый год разрабатывалась новая программа. Первые годы работали с одним возрастом. Уже с 1985 разрабатывалось две программы - для младшего школьного и для среднего школьного возрастов. Занятия проводились ежемесячно с октября по май. Работали в тесном контакте со школьными библиотекарями или словесниками, т.к. программа предполагала и домашние задания: конкурсы инсценировок, написания продолжений, создание иллюстраций и т.д. Домашние задания оценивались на конкурсной основе, т.е. либо работы были представлены на выставках, либо ребята показывали инсценировки друг другу уже в зале. Это был удачный ход, даже те, кто не прочитал книгу целиком до фильма, в процессе подготовки знакомился с отрывками. А, уж, после фильма, читали почти все. Да, забыла! Мы же обходили все школы с обзорами книг по теме занятия. Пока работали в старом здании занятия проводились или в ДК (забыла как назывался) (на 600 мест) рядом с метро "Академическая", либо в кинотеатре "Прогресс" (на 1000 мест). Справлялись втроем. Когда стали строить новое здание наш отдел добивался комфортности актового зала и для встреч с писателями - именно потому в аутентичном варианте ступеньки от сцены шли сразу в зал и сцена "сливалась" с залом, не было сценической преграды между автором и публикой; и для проведения киноклуба - поэтому добивались своей киноустановки, регулировки звука и пр. Жаль, что теперь зал стал совершенно безликим, да и уникальный занавес снесли в подвал... Фото зала тоже даю, чтобы было понятно где выступал Юрий Иосифович. И еще одно фото, 1988 года, когда проходила выставка его художественных работ и была организована встреча с детьми. Представляет писателя и мультипликаторов замечательная Ирина Яковлевна Линкова.
Далее про киноклуб: домашнее задание отсматривали через занятие, чередуя со встречами с авторами книг, режиссерами, актерами, мультипликаторами, художниками.
На данном занятии ребята смотрели "Недопёска", а как готовились понятно из текста расшифровки.
>Полноразмер< Встреча с писателем Ю. Ковалём на занятии киноклуба «Герои книг на экране» 17 октября 1990 г.
Ю.Коваль: … Стульчик какой-то…/смеется/. Друзья мои! Ну, что же… /смеется/. Ну что же вам рассказать?! Я даже не знаю. Просто я не знал, что существует такой киноклуб. Вот. Думаю, что это хорошее дело. Но, должен вам сказать, вот, некоторые из моих книг были переведены на экран. То есть были сняты фильмы по книжке. Это, очевидно, вы знаете, - «Пограничный пес Алый», наверное видели этот фильм, да? И «Недопесок Наполеон III». Значит, «Пограничный пес Алый» снят по моему рассказу «Алый». А «Недопесок Наполеон III», значит, по книжке «Недопесок». Ну, вы видите, что в названиях кино, - значит книжка называется просто «Недопесок», а фильм называется «Недопесок Наполеон III». Там называется рассказ просто «Алый». Тут - «Пограничный пес Алый». Вы видите, что есть разница в названиях? Так вот, что я должен вам сказать: так же как отличается название кино от названия романа или, там, от названия книги, - так же и отличается само художественное произведение от того, что я написал. То есть , честно вам скажу, абсолютно честно, как на духу - вы люди взрослые и должны меня понять - я больше люблю свою книжку, чем фильм, снятый по моей книжке. Это ясно или нет?
Дети: Ясно!
Ю.Коваль: Вы знаете, почему? Ну, потому что, когда я, вот скажем, описывал дошкольника Серпокрылова в книжке «Недопесок»: было очень трудно найти героя для кино. И вдруг приводят мальчика, а я выбирал актера - он там должен же был дошкольника играть. Действительно дошкольник, настоящий, так сказать, мальчик 5-6 лет, то мне привели мальчика одного, ну, прямо точно, точь-в-точь такого как, так сказать, как я себе его представлял, когда писал книгу. Понимаете, какая вещь! Но, когда он начал уже работать на экране, - он не плохой такой актер - Максим Сидоров, - он и потом снимался в других фильмах после «Недопеска». Когда он начал работать на экране, то, конечно, уже несколько было по-другому. То есть его лицо, его облик, что ли, даже его жесты где-то совпадали с тем дошкольником про которого я писал, но были и накладки. Были и накладки со стороны режиссера, со стороны, там, гримера. И, в общем, это всё чрезвычайно трудно. И я не видел никогда ни одного фильма, который переносил бы героев книги на экран, вот, столь хорошим образом, чтобы автор был удовлетворен. Автор, то есть - писатель. Учтите. И я не видел ни одного писателя, который был бы доволен фильмом, снятым по его книжке. Вот какая странная история.
Тем не менее, конечно, снимать фильмы по книжкам снимали, снимают и будут снимать. Это очень такой живой жанр. Вот. Потому что, ведь, герои многих книг любимы. И, конечно, читателю хочется увидеть их на экране.
«Недопеска» вы все читали?
Дети: Да!!!
Ю.Коваль: Все читали «Недопеска». А фильм смотрели? /Ю.К. имеет в виду, сколько человек видели фильм в кинотеатре или по телевизору/.
Дети: Не-е-е-т!!!
Ю.Коваль: Ну, кое-кто, да? Ну, давайте поднимем руки, кто смотрел фильм.
/Считает поднятые руки/
Ну, буквально, три человека. Не много, но фильм снят давно… Фильм снят давно: он снят - закончен, по-моему, - в 79-ом году. Это, уж, прошло 12 лет, или сколько? - 11? Одиннадцать лет. Фильм снят довольно давно. По телевизору его показывали, там, 2-3 раза. Вот, на экранах, вот, он уже давно не идет. Вот. И, в общем, так сказать, его сейчас посмотреть уже молодым ребятишкам, вы же, когда снимался фильм, вы же, так сказать, рождались тогда только, в общем, довольно трудно.
Но, вот, сегодня мы его увидим.
И что-то я хотел еще сказать?
Да! Так вот, - про актеров.
Ну, вот, писал я дошкольника Серпокрылова. Мы артиста нашли. Нашли артиста - хороший мальчик Максим. Но, вот, представьте себе: надо было играть песца - Наполеона III. Вот тут работеночка была значительно более тяжелая. Должен вам заранее сказать, надеюсь, что это не испортит вам просмотра фильма. Должен заранее вам сказать, что Недопеска играют три собаки. Тьфу, - три собаки, - три песца. А вернее так - два песца и одна собаченка исполняют его роль. Причем, значит, очень боялись, что песец, которого возьмут - взяли - на главную роль (и его вы чаще всего увидите на экране), что он не справится с рядом вещей. Но он справился, он играет не плохо. Он справился. Но есть сцены, есть некоторые сцены, когда песца отпускают на свободу. Когда, но, ведь, это же очень дорогой зверь, вы понимаете сами, что, там, брали на звероферме этого специально песца, который играет. Это, действительно, очень дорогой зверь. И, вот, очень боялись, что наш актер убежит действительно в лес, понимаете какая история! И тогда студия, киностудия, будет платить огромные деньги за это дело. И вот в некоторые сцены решили взять собачку, которая всегда вернется, если ей свиснешь. И взяли действительно собаченку. И я говорю: «Что такое?» - мне показывают собаченку какую-то! Говорю: «Что это, вообще, такое? Это Пол-табуретки может быть она играет? Кого она играет, эта собаченка?» «Нет, - говорят, - она будет играть Наполеона III». Меня чуть инфаркт не схватил - я до того рассердился. «Ну, - говорят, - мы на нее наденем просто шкуру песца. Ты не волнуйся - все будет в порядке». Надо сказать, что собаченка, в общем, ее возили с собой во всюду: где-то на Север, где снимали, таскали эту собаченку. Был выписан на нее специальный паек, с ней была дрессировщица. Вот. Но только в одном кадре есть это собаченка в этом фильме - только в одном кадре есть собаченка. Для забавы я вам выдам этот кадр - вы его увидите. Если запомните. Это чуть не в самом начале фильма. Вы увидите план сверху, ну, знаете, как художники: «план сверху» такой /показывает/ снятый с вертолета, примерно. Ну такой! План сверху: большое снежное поле и вдали - лес. И через нее чешет Наполеон III. Вот учтите, что это бежит собаченка, одетая в шкуру песца. Ну ничего страшного. Посмотрите, так сказать, у нее любопытная такая иноходь. Меня всегда смешит эта собаченка, когда я вижу этот кадр.
Ну вот такие, вот, какие-то вещи, связанные с фильмом. Связанные с фильмом.
Вся история про недопеска III, про недопеска Наполеона III - она, ведь, в сущности-то, подлинная. Потому что я ее, наткнулся на судьбу недопеска, когда ездил в Новгородскую область и там познакомился с работниками зверофермы. Они мне все это рассказали. Так что, в принципе, история эта правдива.
Но вы увидите несомненную разницу между книгой и между фильмом.
Ну, скажем, там у меня дошкольник Серпокрылов имеет папашу, понимаете, там, слесаря. А в фильме, так сказать по всяким другим драматургическим законам, пришлось сделать так, что дошкольник Серпокрылов - сын директора Губернаторова. Вои, видите, какие бывают изменения. Причем, я ужасно сердился, это все очень трудная коллективная работа. Если книгу я пишу один, то кино я делаю - вокруг меня масса народа. Тут и режиссеры, тут и композиторы - Бог знает что!
В этом фильме мне приходится петь песни. Вы услышите там мой голос, но вы его не узнаете. Вы смотрите, какой у меня красивый, густой, интересный голос! А там что-то такое писклявое - не поймешь чего /смеется/. В этом фильме мне очень не нравилось это.
И еще мне очень не нравилось, - дело в том, что я привык петь песни под гитару, - а там мне приходилось петь под симфонический оркестр! /Дети смеются/ Вы не можете представить себе моего ужаса, когда меня привели в огромный, значит, зал, дали мне микрофон - не магнитофон, этот - микрофон на уши, и надели наушники. В наушники я должен был слышать команду когда мне начинать. А звукооператор был такой противный, который не считал, что я певец и вместо того, что он мне должен был сказать: «Начинайте петь», к примеру, он мне так говорил: «Говорите!...». Я говорю: «Чего говорить-то?» /Смеется/. Он говорит: «Ну, Вы, что, вообще идиот? Говорите!». Всё - опять запись я испортил. Он не как не мог мне сказать: «Пойте!». Он говорил: «Говорите!» /Смеется/. Какой-то кошмар! Я тогда сказал: «Я так не могу! Прошу снять с меня эти наушники. Я сам, все-таки, догадаюсь, когда мне вступить. В крайнем случае, махните мне палочкой». Вот. А когда я был у наушниках, я не очень слышал то, что играл оркестр. Так, чего-то доносилось. Наушники, значит, я скинул. И тут так грянул этот оркестр! /Смеется/ С такой силой он грянул, что я, конечно, заговорил. Действительно, мне запеть не удалось.
Ну, вот, всякие такие глупости случались на съемках фильма «Недопесок Наполеон III».
Фильм, между прочим, получил, значит, второй приз на Всесоюзном кинофестивале, тем не менее и его неожиданно купила Франция. Мы были совершенно потрясены - почему Франция? Ну, почему Франция? /Смеется/ Почему купила Франция?
Ну, дело в том, что тот француз, который бывал здесь для закупки советских фильмов, слово «недопесок» просто не понял, а «Наполеон III» - он всё прекрасно понял. Он думает: «Ну, раз Наполеон III, значит, связано с Францией! Надо покупать!» И купил! /Смеется/ Не глядя!
Ну, что, друзья, если есть у вас какие-то вопросы ко мне - прошу.
/Вопросов нет/
Тогда у меня есть вопрос: Кино готово? Можно запускать? Ну, что?
Погодите! Я слышал, что кто-то из вас писал продолжение «Недопеска». Это так?
Ответ из зала хором: Да!!!
Ю.Коваль: Кто писал? Покажите руки. Ох, ты! Довольно много. Кто очень хочет сейчас прочитать своё продолжение? Ну, иди, девочка, сюда. Тогда подождем сейчас с демонстрацией фильма чуточку. Прошу, пожалуйста, моя милая, представься. Скажи, кто ты и прочитай нам.
Девочка: Тимкина Женя.
Ю.Коваль: Поехали, Жень! Иди, садись! Тебе будет удобнее, а я погуляю.
Женя Тимкина: Наполеон III вышел со зверофермы и направил свой нос точно на север. /Вздыхает, останавливается/.
Ю.Коваль: Ну, давай, дальше-то!
Женя Тимкина: Он вышел с бугорка, где стояла старая, дремучая, уже почти сломанная сосна. Там, вот, он пошел прямо через лес и овраг. Он шел-шел, пока не почувствовал усталость в ногах и урчание в своем желудке. Он остановился и прислушался. Кто-то шуршал. Наполеон осмотрелся и прилег к земле. И вдруг ощутил себя как какой-то щенок. В его нос попал снег. Наполеон вскочил и опять прислушался: в кустах кто-то зашевелился. Наполеон отпрыгнул. Из кустов вышла собака по имени Барбос. Собака погналась за Наполеоном III. И вдруг из кустов вышел человек по имени Иван Кузьмич. У него было на плече коричневое ружье. Он снял с плеча ружье. Раздался выстрел. Наполеон метнулся и рванул в ближайший лес, который находился в левой стороне опушки. Иван Кузьмич промахнулся. Он очень жалел, что промахнулся. «Но еще было не все потеряно,» - думал Иван Кузьмич. Он, ведь, знал, что его верный друг Барбос никогда не упускал своей добычи. Он знал, что его собака догонит, обязательно догонит неизвестного. Из за кустов он не успел разглядеть что это был за зверь. А тем временем из-за кустов вышел бедный взмыленный друг Ивана Кузьмича - его собака Барбос. Иван Кузьмич сказал: «Ну, что, друг, не удалось тебе поймать добычи?» Барбос заскулил. Он был очень опечален. Он, ведь, в первый раз упустил такую добычу, что даже хозяин очень-очень расстроился. И они пошли домой.
А тем временем Наполеон III лежал на снегу вверх лапами. И ему было очень приятно, что он избавился от этой противной собаки по имени Барбос. Он кувыркался на снегу и очень радовался. И вот, наконец, надо было что-нибудь поесть. Наполеон встал, отряхнулся. Он пошел на поиски пищи. И вдруг перед его ногами выскочила из снежной норки маленькая мышка, которая не ожидала такой встречи. Наполеон схватил и проглотил ее. Он почти не хотел есть, его желудок почти перестал урчать. Наполеон направил свой нос точно на север и пошел, не страшась ничего. Он шел много дней и ночей, с трудом доставал себе пищу. Мышей становилось все меньше и меньше, потому что близко к Северу мыши не жили. И вот, в один прекрасный день Наполеон не встретил ни одной мышки. Ему нечего было есть и он начал ловить зайца. Однажды утром Наполеон увидел зайца и помчался за ним. он вот-вот уже его догонял, как вдруг он увидел зверя. Это был волк, который бежал вслед за ним и пытался догнать и Наполеона и, конечно, зайца. Обогнав Наполеона, волк побежал еще быстрее. Через несколько минут он догнал зайца и потащил свою добычу в лес. Наполеон двинулся дальше так и не пообедав. Вскоре, вдали, Наполеон увидел зверя, похожего на него. Это был песец. Они подружились и пошли вместе. Песец привел Наполеона в свою стаю. Так Наполеон III добрался до Севера и его любимая мечта все-таки сбылась.
Всё.
Ю.Коваль: Хорошо, Женечка. Посиди пока. Молодец! Ну, у нее мощные приключения! Я еще взял /Показывает пачку сочинений/. Все приключения нам сегодня не прочитать. Вы согласны? Иначе у нас не останется никакого времени на просмотр фильма. Ну, вот, посмотрите еще. Я вам сам прочту.
В общем, Наполеон, - я начало, так, пропускаю немножечко, - в общем, Наполеон, значит, отправляется на Север. Да? Пишет Юля Шило, 5 класс. И, вот, смотрите, что же пишет Юля. /Читает сочинение девочки/ «Недопесок решил замедлить шаг. Через минуту он уже шел не спеша. Вдруг зверек услышал очень страшный звук. Песец поднял голову и увидел вертолет. Он летел на Север. В нем сидело семь человек. Эти люди везли на Север еду для тех, кто работает там на станции. Эта станция хочет хорошо изучить эту местность, кто в ней живет. Один из людей увидел песца и предложил взять его с собой, но летчик не хотел опуститься вниз. Тогда женщина сказала, чтобы опустили лестницу. Все согласились. Через 10 минут Наполеон сидел в вертолете. Когда прибыли на Север Недопеска отпустили сразу, как только вышли из вертолета. Наполеон стал очень красивым. Весной он встретил мамочку», - нет, - «самочку. И у них родились детки». На этом заканчивается вся история. Юля Шило - молодец. Я так считаю.
/Читает название следующего сочинения/ «Продолжение к повести Юрия Коваля «Недопесок Наполеон III», смотрите. /Показывает работу/ Очень красиво нарисовано. И, вот, смотрите, что тут случилось. В общем, пейзаж я не зачитываю, «Недопесок бежал очень долго. Летели недели. Всё холоднее и холоднее становилось ему. Но вдруг перед ним стала большая поляна. Там впереди начинался океан, откуда веял северный ветер. Возле причала стоял ледокол. Недопесок подкрался поближе к ледоколу. Возле него стояли люди. Вдруг один из людей неожиданно повернулся и увидел песца. Человек с насмешкой сказал: «Ты откуда такой красивый взялся? Видать с нами на Северный полюс хочешь?» Недопесок говорит: «Хочу!» /Смеется/ Нет, такого тут нету! /Смеется/ Такого нету. «Человек взял Наполеона и унес на корабль. Когда он поставил Недопеска на пол каюты, то почувствовал, что зверек ослабел. Он накормил зверька и ушел. Они плыли долго и медленно, осторожно пробивая себе путь острым и крепким носом судна». Ну, в общем, потом они добрались до Северного полюса.
Итак, друзья, спасибо вам всем, кто написал продолжения! Второе продолжение - это написал кто?
Дети отвечают /запись не разборчива/
Ю.Коваль: Молодцы! Начнем кино!
Аплодисменты!
Click to view
https://youtu.be/M5qXQswZfts Источник.
Реставрация фото -
serezhik_18