Бен Хеллман. Сказка и быль: история русской детской литературы (1574-2010) : авториз. пер. с англ. О. Бухиной.. - Москва : Новое литературное обозрение, 2016. - 560 с. - (Серия Научная библиотека).
Перевод с издания: Leiden - Boston 2013.
Отрывки из главы "Чебурашка и другие" (С. 508-509)
В 1970-х годах детская и юношеская проза стала более проблемной, интеллектуальной и аналитической. Это, однако, не означало, что перестали писать сказки, фантастические и юмористические произведения. Было создано несколько шедевров и в этих жанрах. Важной темой того времени стало противопоставление "примирения и бунта" или "конформизма и индивидуализма". Не случайно повесть Сергея Михалкова "Праздник непослушания" (1971) одновременно опубликована в журнале "Пионер" для детей и в "Новом мире" для взрослых. Автор в юмористическом ключе рассматривал "лихие шестидесятые". С позиции председателя правления Союза писателей РСФСР Михалков показывал, что может произойти с непослушными, самовольными детьми, если они думают, что могут обойтись без старших, то есть, без партийного руководства. Дети получают свободу и независимость, но быстро понимают, что не могут существовать сами по себе, им придётся примириться со взрослыми. Сам Михалков считал, что его книга внесёт лепту в дискуссию о воспитании: он хотел напрямую показать, как важно растить детей так, чтобы они не замечали, что их воспитывают.
Угроза анархии сильна и в сказочной повести Ирины Токмаковой "Аля, Кляксичи буква А" (1967). Кляксич перепутал все буквы алфавита, и девочка Аля должна помочь найти злодея и навести порядок. Книга - оригинальное и увлекательное приключение, где самих детей призывают с помощью карандаша и линейки поймать виновника. Повесть написана для детей, которые только-только научились читать. Повесть "Счастливо, Ивушкин" (1983) рассчитана на более старших. С приближением осени девочка из города не хочет прощаться с лошадью, а убегает в волшебный мир, где не надо расставаться с любимцем. Но уход в мир мечты окажется ненужным, так как родители уже договорились перевезти лошадь в город. Книга призывает детей не терять веры в родителей. Волшебник в книге прямо так и говорит: "Только никогда-никогда не говори про папу с мамой - "они", как про чужих.
С. 509
Когда интересы детей и взрослых не совпадают, как в популярной повести Юрия Коваля (1938-1995) "Недопёсок" (1974), найти решение проблемы, удовлетворяющее обе стороны, нелегко. Наполеон III - свободолюбивый песец - убегает со зверофермы. Вся деревня - юмористическая галерея - участвует в поимке зверя. Ситуация весьма драматична: дети принимают сторону зверька и укрывают его от взрослых. В глазах директора зверофермы песец представляет только материальную ценность, но детьми движет любовь к животным. Само собой разумеется, что компромисс невозможен, хотя автор и пытается предложить какое-то решение проблемы.
Политический подтекст "Недопёска" доступен только взрослым. В 1969 году Евгений Евтушенко написал стихотворение "Монолог голубого песца" - грустное предисловие к мечтам о свободе во время слишком короткой хрущевской оттепели. Голубой песец, символ бунта советской молодёжи, убегает со зверофермы, но не может справиться с неограниченной свободой и, несчастный и измученный, возвращается в клетку. "Кто в клетке зачат - / тот по клетке плачет, / и с ужасом я понял, что люблю / ту клетку, где меня за сетку прячут, / и звероферму - родину мою". Повесть Коваля можно считать комментарием к стихотворению Евтушенко. Автор смотрит на события с точки зрения не только детей, но и зверя, красноречиво демонстрируя трудный выбор между безбедным житьём в неволе и ненадёжной, пугающей свободой.
Симпатии Коваля остаются на стороне детей и в детективных повестях "Приключения Васи КУролесова" (1971) и "Пять похищенных монахов" (1976). В обеих книгах Вася Куролесов, храбрый и сообразительный деревенский парень, выслеживает банды воров и помогает милиции задержать преступников. Эти две повести явились новым поворотом для советской детской литературы. Раньше, когда дети в книгах сражались с преступниками, речь всегда шла о серьёзной идеологической подготовке. Читатель должен был научиться бдительности в борьбе с врагами народа. У Коваля, писавшего для младших школьников, повествование расцвечено юмором. Тут нет никаких психологических тонкостей или подтекста, всё преувеличено и стилизовано. Злодеи не слишком хитроумны, они легко попадают в расставленные ловушки. В обеих повестях, однако, композиция, ме-
С. 510
тафоры и поэтическое описание природы свидетельствуют о высоких художественных амбициях.