*
Юрий КОВАЛЬ
“Я ВСЕГДА ВЫПАДАЛ ИЗ ОБЩЕЙ СТРУИ”
Экспромт, подготовленный жизнью
Беседу вела Ирина СКУРИДИНА
-... Что за явление в вашей жизни “Суер-Выер”? Апофеоз экспериментов с жанрами?
- Ты знаешь, про “Суера-Выера” я тебе скажу то, что я думаю, но это не означает, что я буду прав. Я не знаю. Потому что не мне судить, и сейчас я в таком состоянии и в таком положении, когда как бы не мне судить. А я судим сейчас... теми, кто читает. От этого у меня особенно плохое и печальное настроение. Потому что я все время, я все время, как говорится, под прицелом разных людей.
- Тех, чье мнение для вас важно?
- Тех, чье мнение для меня важно. Ну не так уж важно, но все-таки. Из всех моих близких мне людей единственный человек, который прочел полного “Суера-Выера”, - это Татьяна Бек. Таня говорит, что это гениально. Но надо учесть, что Таня меня очень любит, это надо учесть, и тут нечего говорить. Она ко мне относится как к брату, как я не знаю к кому, то есть очень хорошо относится. Белла, которая читала главы отдельные, от него просто в полном восторге. И вся вещь будет посвящена ей. Так я понял после того, как в тяжелейшие минуты моей жизни в этом году она меня поддержала, поддерживает и пишет сейчас, мучаясь, ночами не спя, предисловие к “Суеру-Выеру”, не читая всей вещи в целом. Говорит: Это несущественно, я знаю, что это за вещь. Но я думаю, что ей нельзя давать даже рукопись, потому что... Таньке можно было дать. А Белле нужно книгу. Она такой человек.
- Я понимаю. Она права. Ей как бы и несущественно...
- Ей несущественно. Она всех посылает на... То есть Остров посланных на ... ею особенно любим. Я говорю: Может быть, там у меня нет больше такой сильной главы. Она говорит: Ничего, этой достаточно. (Смеется. - И. С.)
- Мы упустили “Лодку”. Какое место “Лодка” занимает в вашем творчестве?
(...)- Она прошла гладко и замечательно незаметно. Замечательно незаметно. Даже Белла Ахмадулина, которой я подарил эту книжку, то ли она ее не прочла тогда... Но позже Белла мне сказала все-таки: Всю ночь смеялась, как дурак.
- Над “Лодкой”?
- Над “Лодкой”, да. Всю ночь смеялась, как дурак. Она любит про себя в мужском роде сказать... Несколько месяцев назад, где-то в октябре, она мне звонит очень печальная и говорит: Я не могу жить без вашей прозы, я все время читаю “Лодку”, все время читаю “Лодку”. Папашка - это я, самая легкая лодка в мире - это я, всё там - это я. В результате я ей посвящаю вторую вещь, то есть “Лодку”. И теперь я посвящаю ей “Суера”. Три книги от меня - это тоже большой рекорд. “Недопеска”, “Лодку” и “Суера”. С Беллой особые отношения, это, конечно, особые отношения, они вообще не вписываются ни в какие рамки...
Полностью интервью можно прочесть здесь:
http://magazines.russ.ru/voplit/1998/6/kov.html