Антология сюжетов вокруг крейсера «Кенигсберг»

May 17, 2012 01:47

Оригинал взят у gaivor

Навеяно недавно появившимися в сети фотографиями Бундесархива и давно читанными «Корсарами кайзера»

Звучит банально, но судьбы корабельные неисповедимы. «Титанику» достаточно было сходить в один рейс, чтобы стать неисчерпамым источником вдохновения для писателей и сценаристов. А сколько их честно отработало на линиях лет по тридцать, и было забыто на следующий день после сдачи на слом?

Или вот: пока «Рио-де -Жанейро» (он же «Султан Осман», он же «Азенкур») строился, вокруг него плелись такие интриги, что хватит на солидный том академического издания. А построили - и стал он серой лошадкой 1-й эскадры, о которой и рассказать то в сущности нечего.

Где и как строился крейсер «Кенисберг» - это любом в справочнике можно прочесть, но никому не интересно. Зато по количеству сюжетов закрученных вокруг его африканской одиссеи, этот корабль положительно не имеет равных. Это целая антология на любой вкус, каждый из которых - готовый сценарий для полнометражного фильма или синопсис для приключенческого романа. Вот некоторые.



"Кенисберг" в Дар-эс-Саламе.

1.Босфорская альтернативка

Сюжет первый - незатейливый, альтернативный. «Кенигсберг» отправили в Германскую Восточную Африку в конце апреля 1914-го - через Суэц. У немцев в Средиземном море в это время болтается дивизия Сушона, впрочем дивизия - одно название: «Гебен» да «Бреслау». Сушон же хотел минимум три легких крейсера и тут - сам в руки идет, какая удача! Он самочинно «прикомандировал» к себе «Кенигсберг» и попытался легализовать эту затею в переписке с Берлином. Попытка была пресечена и 5 июня «Кенигберг» отправился к месту назначения. Но затянись перепалка еще на месяц - и «Кенигсберг» оказался бы под турецким флагом, ходил бы к Крымским берегам, трепал нервы  Колчаку…

Не случилось. В текущей реальности к проливам был отправлен броненосец «Голиаф», один из кораблей эскадры, охотившейся на «Кенигсберг» в Африке. В проливах он и погиб со всем экипажем.

2.Белый флаг в бою у Занзибара

Как рейдер «Кенигсберг» себя особо не проявил. Сжег уголь, чуть не угробил собственные котлы, а в итоге потопил единственный  пароход «Сити оф Виндзор». Правда груз чая на нем тянул на 5 миллионов марок, а стоимость самого крейсера - 5,4 млн., так что он себя почти окупил в первом же рейде. Но все же…


Зато как боевой корабль «Кенигсберг» оказался на высоте. На рассвете 20 сентября 1914 года он появился у Занзибара и не оставил стоявшему на рейде английскому бронепалубному крейсеру «Пегасус» ни единого шанса. Собственно, про немцев в этом бою особенно рассказывать нечего - быстро, четко, профессионально подошли, расстреляли, увидели было белый флаг - прекратили огонь. Потом дым от пожара скрыл сигнал сдачи и на всякий случай «Пегасусу» добавили. Выпущено 300 снарядов. У англичан 33 убитых, 59 раненых. У немцев потерь нет. Развернулись и ушли. Всё.



"Пегасус"

Но тут интересен английский сюжет. Официальная версия гласила, что противник, стреляя с 45 кабельтовых, оказался вне зоны досягаемости огня «Пегасуса». Через 8 минут боя все его орудия, обращенные к немцам, вышли из строя (немцы, впрочем, полагали, что «Пегасус» так и не выстрелил). То бишь шансов в любом случае не было. Тем не менее оргвыводы последовали: командир корабля коммандер Инглз получил выговор за безобразную организацию службы. И надо сказать, еще легко отделался. С командира нашего «Жемчуга» барона Черкасского за аналогичный результат боя с «Эмденом» сорвали эполеты и отправили рядовым на Кавказский фронт - это при том, что в его случае белым флагом и не пахло. Инглз же отделался загубленной карьерой - другого корабля он, разумеется, больше никогда не получил, но хоть погоны сохранил. А случай, прямо скажем, неслыханно позорный для Королевского флота. Инглз в рапорте, разумеется, приводил веские «гуманитарные» резоны о бесполезности дальнейшего сопротивления, но спасло его в итоге нежелание Адмиралтейства вообще афишировать эту историю. В итоге Инглз был назначен ответственным за оборону Занзибара и подъем орудий с «Пегасуса». Мол, сиди в этой дыре, подальше от порядочных людей и журналистов, пока очередные военные катаклизмы не сотрут в памяти несчастный «Пегасус». Хорошо хоть не в Европах опозорились…

Публике же был представлен рассказ о славной гибели корабля его величества с соответствующими подробностями. Лейтенанту Ричарду Тернеру взрывом оторвало ноги, тем не менее он сумел найти в себе силы крикнуть «Держитесь,  ребята! Замочите гадов!», попросил закурить и умер, ободряя команду своим невозмутимым видом. Сбитый боевой флаг (так объяснялось его отсутствие на флагштоке) упал на палубу, и затем поочередно держался морским пехотинцами, несмотря на то. что их косили осколки. (Оба эпизода отражены на соответствующих литографиях).


               

По этому эпизоду остается добавить, что Инглз, видимо, в качестве моральной компенсации после войны купил за 200 фунтов остов «Кенисберга». Коммерческой основы это предприятие не имело (на металл его разобрали только в 1960-х уже  танзанийские власти), но какие-то железки командир «Пегусуса» со дна поднял… Для домашнего музея?

3.По джунглям за запчастями

При наличии отсутствия пропитанных шпал угля, «Кенисбергу» пришлось укрыться в устье реки Руфиджи. Ее дельта сама по себе тянет на военно-топографическое описание, которое, к слову, было доставлено на крейсер перед самым выходом на войну. Еле успели! А то ведь на обычной карте эта местность емко описывалась фразой: «Точные контуры береговой линии и глубины неизвестны».

12 рукавов, дельта шириной 65 километров (правда, крейсеропроходимыми можно считать два), по берегам тропический лес, кроны деревьев которого срастаются над мачтами. Случайное обнаружение исключено. Идеальная пиратская база. Беспокоят два момента - отсутствие угля и окончательно угробленные в походе на Занзибар машины. И если решить проблему угля не в силах командира корабля фрегаттен-капитана Лоофа, то вот с машинами он придумал очередной сюжетец для очерка на журнальный разворот.

Близживущих тумземцев мобилизовали именем германского кайзера, заставили соорудить гигантские полозья, в них же запрягли  тех же негров и отправили ремонтопригодные детали в Дар-эс-Салам - за 120 км. Давным-давно смотрел я голливудский (или английский?) фильм, название которого за давностью не упомню. (Вот тут подсказывают - "Кричи на дьявола" ("Shout at the Devil")).Так вот в нем английский охотник на службе его величества перестрелял означенных негров и сопровождавшую их охрану, сорвав таким образом поставку запчастей на корабль. У героя-англичанина был реальный прототип, но о нем позже, а в реальности через месяц негры после своих приключений вернулись с отремонтированными деталями. Дальше, впрочем, опять пошло чистое кино - как только немцы собрали машины, сигнальщики на берегу доложили - англичане прибыли! Нашли все-таки.

4.Злополучная немецкая аккуратность

Как они нашли «Кенисберг» - это отдельная песня. Адмиралтейство нагнало к Восточной Африке  целую эскадру, но найти замаскированный в дельте крейсер она, понятно, не могла. Помятуя, что без угля ему деваться некуда, англичане шерстили все сколь-нибудь крупные «борта» в этом районе на предмет поиска судна снабжения.

И вот крейсер «Чэтэм» в крохотном порту Линди натыкается на немецкий пароход «Президент» под флагом Красного Креста. Времена были сравнительно вегетарианские,  так что «гунну» ничего плохого не сделали. Только обыскали. В папке с судовыми документами лейтенанту Хенсону бросился в глаза листочек со словом «Кенисберг». Это была расписка о получении месяц назад  500 т угля. Все чин по чину, печать, дата, подпись и… место совершения операции - Ссалале. Хенсону название ничего не говорило, и, боясь спугнуть немцев, он сделал вид, что не обратил внимание на расписку.  Просмотрев остальные документы, вежливо затребовал судовые карты. Немцы предъявили, не подозревая дурного. И вот на карте Хенсона видит прямо от руки сделанные красными чернилами поправки насчет глубин в устье Руфинжи. Здесь же и искомое - Ссалале. Так называлась деревушка, у которой квартировал «Кенисберг». Не сказав худого слова гостеприимным хозяевам, лейтенат раскланялся и поспешил на свой корабль. Сказать, что ему там были рады - значит ничего не сказать.

5.Приключения Денниса

Поначалу «Чэтэм» со товарищи («Дармут» и «Веймут») попытались достать немца 152-мм снарядами, но без корректировки стрелять на 15 км вглубь джунглей - затея не самая перспективная. Кое-каких успехов англичане все же добились, утопив угольщик «Сомали» - а на нем было 800 тонн угля, перегруженных с «Кенигсберга» для уменьшения осадки. С оставшимися 200 т нечего было и думать о прорыве безлунной ночью - все равно далеко не уйти. (Не зная этих подробностей англичане на всякий случай все же затопили в самом глубоком рукаве Руфиджи судно-заградитель).

А дальше то что? И тут командиру «Чэтэма» Драри-Лоу поступает информация, что на расположенном неподалеку островке Ниороро проживает некий Деннис Катлер, пилот-любитель, владеющий не заводами-пароходами, а куда более ценными в данной ситуации двумя гидросамолетами. Властью, данной ему монархом и Адмиралтейством, Драри-Лоу провел «точечную мобилизацию», и Катлер со своими аппаратами был призван на службу в Королевский флот. Вполне тянет на отдельный рассказ под названием «Судьба человека».

На своих дышаших на ладан самолетиках он летал под пулеметным огнем, несколько раз совершал вынужденные посадки, нашел «Кенисберг», но Драри-Лоу не поверил, что тот так близко. «Полетели вместе» - «Боливар не вынесет двоих». Вынес, но один раз. Надорвавшись на двойном весе, второй гидроплан (первый Денис угрохал еще раньше) просто рухнул в следующем вылете чуть ли не на голову немцам, и чудом уцелевший Катлер попал в плен.

Все что осталось Драри-Лоу, это послать немцам новогоднюю радиограмму открытым текстом: «Крейсеру «Кенигсберг». Желаем вам счастья и всего наилучшего в Новом году. Надеемся на скорую встречу». «Спасибо. Вам того же. Если кто-то хочет видеть меня - заходите. Я всегда дома», - ответил Лооф.

6.»Обитаемость боевого корабля в условиях тропиков»

Будь у немцев честолюбивый корабельный врач, он мог бы составить себе имя в науке, написав книгу под таким названием. Благо материала - бери не хочу. Температуры в Танзании известно какие. Корпус «Кенисберга» раскалялся так, что краска плавилась, и капая, наносила серьезные ожоги. Температура в помещениях напоминала хорошо протопленную русскую баню. Спать внутри было невозможно было из-за жары,  снаружи - из-за москитов.



И в воду не сунься освежиться - крокодилы! Пытались выставлять вахту с винтовками, но разве усмотришь! Одному моряку все же отгрызли ногу. Скоро, впрочем, выяснилось. что есть вещи похуже крокодилов - маленькие такие мерзкие рыбки, вгрызавшиеся в самые неожиданные места, удалять их приходилось скальпелем и под наркозом. Пробовали просто обливаться на палубе - а потом в носоглотке и ушах плодились какие-то личинки. И уже не удивляло,  что местные жители не умели плавать - в воду они боялись попасть больше, чем в огонь. Это, кстати, не могло не наводить на неприятные размышления о перспективах «принять ванну» в случае потопления корабля в бою.

7.Охотник за крейсером

В марте 1915 года к блокадному отряду на броненосце «Голиаф» присоеденился адмирал Кинг-Холл. 305-мм орудия «Голиафа» оказались бесполезными сначала ввиду отсутствия средств корректировки (в итоге броненосец так и не выстрелив по «Кенисбергу», отправился навстречу своей гибели в Дарданеллы), а вот давние знакомства адмирала оказались очень полезными - из них вырастает еще один сюжет.

Кинг-Холл выписал сюда Питера Преториуса, знаменитого в тех краях охотника, с которым познакомился еще до войны. Зная языки и диалекты всех местных племен, Преториус проник в дельту на небольшой лодочке, маскируясь под туземного торговца, выведал точное место стоянки «Кенисберга», промерил глубины, подплывал к самому борту корабля, слушал треп немцев с туземцами. Несколько раз ему пришлось отстреливаться из револьвера от немецких патрулей. Лоуренс Аравийский и агент 007 в одном флаконе. Это и сам по себе полнометражный фильм, но мало того, Преториус доставляет информацию, которая выльется в новую историю - из немецко-туземных разговоров следовало, что «Кенигсберг» ждет угольщика из Германии, навстречу которому попытается прорваться в одну из ночек потемнее.

8.Одиссея «Блокадопрорывателя А»

В 1970-х на Рижской киностудии сняли 3-х серийный фильм про «Джона Графтона». Так вот его история меркнет на фоне саги немецкого угольщика.

В феврале 1915 года в Северном море появляется  датский пароход «Кронборг». Все надписи на борту на датском языке. Ни одной немецкой книжки, и даже зарплаты команде в датских кронах. Груз - строительный лес. На самом деле это бывший британский сухогруз, конфискованный в Гамбурге в начале войны, а ныне «Блокадорорыватель А». Лесом завалена только верхняя палуба, в трюмах под 6 метрами пиломатриалов - 1600 тонн угля, 1000 снарядов для «Кенисберга», а также винтовки, патроны и прочая «мелочь» - это уже для Леттов-Форбека.

Пароход неторопливо чапает вокруг Африки и уже в Индийском океане получает радиограмму с точным пунктом назначения: залив Манса. Но не все же немцам почивать на лаврах технического прогресса (см. их перехваты, который помогли сделать Таннеберг). Нашлась и на старуху проруха - радиограмма перехвачена французами на Мадагаскаре. И не успели немцы войти в бухту, как к ним на всех парах прискакал крейсер «Гиацинт» - отнюдь не немецкий, как следует из названия.

Тут, правда, ветреная удача опять повернулась лицом к кайзеровским морякам. «Гиацинт» так спешил, что запорол одну из машин, потерял половину скорости, и  пароход сумел чудом дотянуть и выброситься на берег. Англичане, вестимо, постреляли по нему в упор, но не слишком усердно. Да и результаты стрельбы их почему то не заинтересовали, так что вскоре «Гиацинт» отчалил восвояси. А немцы вернулись, потушили горящие на палубе бревна (!) и спасли большую часть груза (!!) и Леттов-Форбек получил не только новые винтовки, но и партию Железныъх крестов (!!!).

Правда, груз №1 пропал безвозвратно. Без угля «Кенигсбергу» оставалось и дальше сидеть в блокаде, ожидая всплеска английского технического гения. И все таки по сравнению с «Джоном Графтоном» - это просто сага.

9.Мониторы начинают и выигрывают

Другая морская сага могла бы называться коротко и емко - «Мониторы». И здесь, кстати, не обошлось без бразильского заказа - будущие победители «Кенигсберга» были заложены в качестве патрульных судов для Амазонки и Ориноко. Но как и с «Азенкуром» у бразильцев не срослось по финансам. С заменой башен на палубные 152-мм орудия мониторы получили вполне приличную огневую мощь, но мореходные качества остались на прежнем «речном» уровне. Так что само путешествие «Северна» и «Мереея» к месту боя - это пара серий чистого экстима, благо шли они через осенние штормы Средиземноморья. Которые потом, познакомившись с тропической жарой, с ностальгией вспоминали обитатели машинных отделений, парившиеся при 60 градусах Цельсия.



"Северн"

Но чудом и попечением Св. Георгия - дошли, отработали взаимодействие с переброшенными сюда гидросамолетами-коорректировщиками и 6 июля 1915 совершили первый заход на «Кенигсберг».

Надо сказать. что немцы в долгу не остались, благо и у них тут были заготовлены корректировочные посты по всему району. Так что первое попадание - и очень удачное - было за ними: в 07:40 6-дюймовка «Мерея» была выведена из строя и тут же «Кенигсберг» продублировал «месседж» в район ватерлинии.



Корректировочный пост немцев.

«Северн» продолжал бой в одиночку, пока измученная жарой команда просто не свалилась с ног, да и корпус, расшатанный стрельбой на больших углах возвышения потребовал передышки и укрепления. Итог: 635 выпущенных снарядов (при этом только 78 были откорректированы с самолетов), 9 попаданий.  На «Кенигсберге» убиты четверо, десять - тяжело ранены. Немцы ответили 400 выстрелами, убив и ранив на «Мерее» 8 человек. В принципе, боевая ничья.

Англичане сделали выводы и на второй тайм через 4 дня вышли совсем с другим настроением. Ситуация с корректировкой поменялась на глазах - гидроплан лейтенанта Джея Килла буквально висел над «Кенисбергом», и подошедший ближе «Северн» сумел в короткое время всадить в крейсер 8 снарядов из 12 выпушенных. И хотя в итоге немцам удалось сбить Кила, к тому моменту на крейсере действовало всего одно орудие. (Приводнившегося Килла спасли, во многом потому, что оглушенные взрывами  крокодилы плавали брюхами кверху, а уцелевшие забились под коряги - потом они внукам будут рассказывать про этот ужас, устроенный на реке вкусными белыми людьми).

Самое интересное, что многократно накрытый немецкими залпами «Северн» не получил ни одного прямого попадания. А вот немцев разносило на куски. После очередной серии попаданий Лооф приказал оставить корабль, подложив подрывную шашку под торпеды. В последнем бою «Кенигсберг» потерял 32 человека убитыми и 128 ранеными. Кстати, среди них был и командир - от одного осколка его спас серебряный портсигар в кармане, но через час достал другой.











И здесь в итоге повторилась история «блокадопрорывателя А». Англичане удовлетворились видом потопленного корабля и смотали удочки. А немцы достали со дна орудия, которые еще повоевали в Восточной Африке.

10.Сокровища капитана Лоофа

Лооф после выздоровления командовал озерной флотилией на Танганьике, в плен попал только в 1917 году. В послевоенной Германии дослужился до контр-адмирала  и ушел в отставку в 1922 году. Умер в 1954 в Берлине в возрасте 80 лет. Небезынтересно отметить, что Лооф был эльзасцем. Правда, родился он уже после вхождения Эльзаса в рейх, но все же…



Так вот о сокровищах. В списке матценностей, переданных Лоофом Леттов-Форбеку значилось множество позиций, вплоть до 20 кг перца из камбуза, но ни следа корабельной казны (а ведь в его распоряжении должно было находиться и содержание сейфа «Сити оф Виндзор»). Учитывая традиционную немецкую аккуратность (которая, собственно и погубила корабль - см. историю с его поиском), не может быть и речи, что кассу «забыли упомянуть». Тогда где она? Погибла в очистительном пламени последнего боя? Может быть, но местные жители рассказывают одну странную историю.

В 1949 году на атолле Альдабра появилась пожилая супружеская пара из Германии по фамилии Умфельд. Они хотели нанять яхту для путешествия на необитаемый островок Успения, в 20 милях от атолла. Но выдвигали при этом условие, чтобы никто не сходил на берег кроме них. Что-то не срослось у этих странных людей с местными судовладельцами, и они изчезли так же внезапно, как появились. И что? А то, что зятя Лоофа звали Эрих-Отто Умфельд и был он штурманом торгового флота. А возможность припрятать казну на острове Успения Лооф вполне имел - это его оперативный район.

Есть и второй сюжетный вариант: в 1925 году Лооф с группой бывших моряков «Кенигсберга» совершил турне по местам своей боевой славы. Они наняли небольшой пароходик и облазили на нем всю дельту. Чем не зачин для приключенческой повести на вечную тему «Острова сокровищ»?

Резюмируя одним словом - не корабль а кладезь историй.


Великая война, kaiserliche marine, Чужое

Previous post Next post
Up