"По культурному уровню это был старший дворник"...

May 28, 2021 01:10

"...В Иркутске на базе радиокомитета сформировались симфонический оркестр, камерный хор, оркестр народных инструментов, группа певцов-солистов и концертмейстеров.

- Уникальность Иркутска была в том, что вокруг радиокомитета объединились сильнейшие музыкальные деятели города. Многие их них были истинными энтузиастами, готовыми сделать намного больше, чем подразумевали их должностные обязанности. Поэтому с первого же года своего существования коллективы радиокомитета выступали не только в эфире, но и на концертных площадках города. Фактически радиокомитет заменял филармонию, которая будет создана в Иркутске лишь в 1940 году, - рассказывает Иван Колокольников.

В апреле 1936 года главным дирижером симфонического оркестра радиокомитета стал Константин Брауэр, ученик Римского-Корсакова...


- До назначения в Иркутск Александр Щербаков был вторым секретарем Ленинградского обкома партии, заместителем Андрея Жданова. Леонид Максименков в монографии "Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938 годов" рассказывает, что именно Щербакову поручили "навести порядок в культурной сфере Ленинграда". Автор считает, что Щербаков, по мнению своих начальников, эту работу провалил, за что и был направлен секретарем обкома в Иркутск. И здесь он уже изо всех сил старался отличиться. Готов был на все, чтобы не просто выполнить план, а добиться самых высоких показателей по выявлению "врагов народа". Говорили, что Щербаков приходил на допросы и самолично выбивал нужные показания из заключенных, - говорит Иван Колокольников.

Ведущие сотрудники радиокомитета были отличной мишенью. Они на виду, а громкие имена убедительно выглядят в отчетности. А главное, обвинить их в шпионаже было необыкновенно просто.

- У большинства музыкальных деятелей Иркутска были очень удобные для фабрикации дел биографии. Было к чему прицепиться, - считает Иван Колокольников. - Ведущий солист оперной труппы Николай Оржельский, например, не так давно в течение нескольких сезонов пел в Харбине. Балетмейстер Александр Монковский и вовсе собирался эмигрировать вместе с семьей. Его сын рассказывал, что они уже собрались уезжать и купили билет, но в последний момент передумали, опасаясь тоски по Родине. Все эти штришки биографии могли быть известны соответствующим органам. Люди, которые разъезжают туда-сюда, да еще и намереваются покинуть страну - кого еще обвинить в шпионаже, если не их? Местные энкавэдэшники тоже хотели отличиться. И внесли свою лепту...

Весной на радиокомитет обрушилась волна репрессий. 14 марта был арестован солист оперы Николай Оржельский. 6 апреля - оркестрант Мячислав Калиновский. 14 апреля - дирижер оркестра народных инструментов Афанасий Слободынюк. 17 апреля - Натан Факторович. 18 апреля - Александр Бесеневич. 21 апреля - балетмейстер Александр Монковский. 7 мая их участь разделила певица Динора Розенберг. Ее арестовали прямо на сцене драмтеатра, когда она исполняла роль Лизы в "Пиковой даме".

В середине мая вся оперная труппа была распущена, уцелевшие артисты разъехались по разным городам. Иркутск лишился не только пользовавшегося популярностью коллектива, но и шанса на появление оперы. Первый в Сибири стационарный оперный театр будет открыт в Новосибирске в 1939 году.

Брауэр, Оржельский, Бесеневич, Слободынюк, Калиновский и Монковский были признаны виновными по ст. 58 УК РСФСР и приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. 16 октября приговор привели в исполнение...

А карьера Александра Щербакова, наоборот, пошла вверх. Возможно, этому поспособствовал террор, который он развернул в Иркутске. Жертвой инициированных им репрессий вслед за творческой элитой стала элита партийная. Были репрессированы сотни советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских руководителей различных уровней. В некоторых районах, как, например, в Ольхонском, было репрессировано и не по одному разу все руководство.

24 июня 1941 года Александра Щербакова назначили начальником Совинформбюро - главного пропагандистского ведомства СССР, сводки которого, как говорили, зачастую правил сам Сталин, а оглашал знаменитый диктор Юрий Левитан...

В июле 1942 года Щербаков получил еще одну должность - начальника Главного политуправления Красной Армии, с 1943 года стал также заведующим отделом международной информации ЦК ВКП(б). Корней Чуковский в книге "Дни моей жизни" писал: "По культурному уровню это был старший дворник. Когда я написал "Одолеем Бармалея", … меня вызвали в Кремль, и Щербаков, топая ногами, ругал меня матерно. Это потрясло меня. Я и не знал, что при каком бы то ни было строе всякая малограмотная сволочь имеет право кричать на седого писателя. У меня в то время оба сына были на фронте, а сын Щербакова (это я знал наверное) был упрятан где-то в тылу".

В ночь с 9 на 10 мая 1945 года Щербаков умер от обширного инфаркта. Урна с его прахом замурована в Кремлевской стене. В честь "выдающегося деятеля советского государства" переименовали Ростокский район Москвы и город Рыбинск, назвали станцию столичного метро и Дворец пионеров в Иркутске. Правда, уже при Хрущеве новые названия начали исчезать с карт, а установка памятника Щербакову у Сретенских ворот была отменена. Но его имя до сих пор носят улицы в Санкт-Петербурге, Минске, Перми, Екатеринбурге, Зеленограде, Рузе.

Ни одна улица Иркутска не названа в честь репрессированных музыкантов. Память о них хранят лишь потомки..."... https://www.sibreal.org/a/31246293.html

репрессии, расстрелы, Иркутская история, каратели, в мире музыки и ритмов, сталиберия, портреты, мужчины с прошлым, сталинисты

Previous post Next post
Up