'все население пряталось в лесу, зная, что едут их убивать'...

Sep 27, 2017 09:09

"... - Вопрос к Николаю Иванову: является ли трагедия репрессированных поляков чем-то исключительным, единственным в своем роде во время Большого террора?

- Как сказала одна из моих украинских знакомых, во время Большого террора быть поляком в СССР - это было примерно то же самое, что быть евреем в гитлеровской Германии. В 1937 году мужчине-поляку было чрезвычайно трудно не быть расстрелянным или не попасть в лагерь. Недавно в Белоруссии опубликовали документы, рассказывающие о том, что если к польским деревням в Белоруссии подъезжала машина НКВД, то все население пряталось в лесу, зная, что едут их убивать. Каждый шестой расстрелянный в 1937-38 годах имел в паспорте запись "поляк".
Тогда погибло почти 20% польского населения СССР. Да, пострадали немцы, ингерманландцы, финны, но нигде нет такого количества расстрелянных. В Белоруссии, например, расстреляли 90% арестованных поляков. Из 140 000 арестованных оправдали 40 человек...

Почему именно поляки? Потому что Сталину во время Большого террора нужно было пугало, а кто годился на эту роль? Германия, с которой у СССР нет совместной границы, маленькая Финляндия, Литва? Нет, Польша, которой проиграли войну 1920 года. Эта рана у Сталина не заживала никогда. В Москве проживало около 3000 польских коммунистов - осталось 80, остальных расстреляли. Сталин был убежден, что поляк-коммунист - это троцкист. Ни одну компартию не запретили, не уничтожили окончательно, только польскую.

- Тот же вопрос - о причине и характере "польской операции" НКВД - к Анатолию Разумову.

- Репрессии были всегда, но Большой террор состоял из двух разных параллельных операций: одна по приказу 00447 - по крестьянам, по бывшим кулакам, бывшим партиям, священникам, верующим и так далее, вторая - по так называемым национальным линиям. По количеству расстрелянных первая составляет две трети по отношению ко второй. А среди национальных операций польская - самая кровопролитная. Следователь получал 50 рублей за каждого расколовшегося "шпиона".

- Александр Рупасов, вы тоже считаете, что время перед "польской операцией" было сложным и тревожным?

- В 1930-31 году ждали быстрой войны, но две страны, раньше всех начавшие гонку вооружений, к началу Второй мировой оказались в проигрышном положении - это Россия и Италия. Они начали гонку на рубеже 20-30-х годов и вбухали в нее гигантские средства - а война-то не началась, и в 1936 году стало ясно, что до нее остается еще несколько лет.

Почему возникает дело Тухачевского? Потому что он был инициатором массовой коллективизации - ради экстренной индустриализации и наращивания военного потенциала. Это был политический просчет. А средств катастрофически не хватает, надо снять социальный накал, в 1936 году принимается сталинская Конституция, и одновременно появляется знаменитый приказ 00447. 1936 год - это прежде всего переход к автаркии, внешняя торговля сворачивается, накаляется ситуация в верхах, так что дело Тухачевского возникает не просто так.

- Если подойти к "польской операции" вплотную, то с чего все начиналось, Анатолий Яковлевич?.."...

Польская операция началась, когда Сталин понял, что с советизацией поляков что-то не то. И это была образцовая операция, потом все делались по ее образцу. Рекордсменом оказалась Оренбургская область - там было репрессировано 98% поляков, на Украине - около 80%, в Ленинградской области операция проходила очень жестоко. Причем люди даже не знали, за что их арестовывали, почти никого не вызывали, рассматривали дела в закрытом режиме, а потом вели людей по коридору и вдруг стреляли в голову. Семьям сообщалось о "10 годах без права переписки", только в 1939 году начали сообщать правду, и то не всегда...

А почему в 1940 году случилась Катынь - даже не потому, что "польская операция" снимала барьер цивилизованного отношения к военнопленным, весь тотальный террор к этому привел. Были проведены подобные Катынской операции депортации заключенных лагерей и тюрем под видом перевода в другие лагеря, без сообщения конвою, - все были тайно расстреляны, и места расстрелов мы до сих пор не нашли. Такова и Катынь, - сказал в интервью Радио Свобода составитель "Ленинградского мартиролога".

На лжи, жестокости да вероломстве и коварстве не очутиться никогда в Свободе царстве.

НКВД, расстрелы, Радио Свобода, репутация, история Отечества, мнения, спецоперация, чекисты, террор, сталиберия, казни, Советский Союз, убийцы, убийства

Previous post Next post
Up