на проект федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению
религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и
предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных
обрядов и церемоний»
Представленный проект федерального закона (далее - законопроект) рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и пунктом «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьёй 243', которой установить ответственность за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и (или) осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для религиозных обрядов и церемоний.
2
Учитывая значимость для безопасности государства сохранения межрелигиозного мира, опасность деяний, направленных на нарушение баланса интересов различных религиозных объединений, представленный законопроект Верховным Судом Российской Федерации в целом поддерживается.
Вместе с тем по тексту законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
Уголовно-правовая охрана свободы совести и свободы вероисповедания, религиозных чувств верующих обеспечивается прежде всего статьями 136, 148 ■ УК РФ, включенными в главу 19 УК РФ - преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, статьей 244 УК РФ (глава 25 УК РФ - преступления против здоровья населения и общественной нравственности), статьей 282 УК РФ (глава 29 УК РФ - преступления против основ конституционного строя и безопасности государства). Кроме того, указанные социальные ценности защищаются и в статьях 213, 214 УК РФ.
В случае принятия законопроекта предлагаемая статья вступит в конкуренцию с указанными статьями УК РФ, что, безусловно, затруднит ее применение на практике. Разработчикам законопроекта в ходе его доработки следует учесть это обстоятельство.
Проектную статью 243' УК РФ предлагается включить в главу 25 УК РФ. Однако в редакции этой статьи в качестве основного объекта уголовно-правовой охраны выступают не только общественная нравственность, но и другие блага, которые, как представляется, в качестве основного объекта специально защищаются в других главах Особенной части УК РФ (в частности, религиозные чувства граждан). В этой связи установление в главе 25 УК РФ уголовной ответственности за публичное оскорбление религиозных чувств граждан вызывает сомнение в своей обоснованности.
В интересах достижения большей правовой определённости законопроект нуждается в доработке с точки зрения его юридико-технического, а также лингвистического оформления. В частности, в предлагаемой статье 243 УК РФ содержатся термины, не имеющие правового закрепления (например, богослужение, религиозные обряды и церемонии, а также религиозные объединения, исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России и т.п.). Данное обстоятельство само по себе осложнит применение этой нормы на практике, поскольку при рассмотрении каждого такого дела будет возникать необходимость привлекать квалифицированных специалистов в различных сферах религиозных и философских учений для получения от них необходимых заключений.
Следует также отметить, что используемая в названии и диспозиции части первой статьи 243' УК РФ терминология «оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний», «оскорбление убеждений» не вполне соответствует понятийному аппарату, традиционно используемому в уголовном законодательстве. Унижение или оскорбление являются формами посягательств на честь и достоинство личности, а не на определенную последовательность действий, каковыми по сути являютсябогослужение, религиозные обряды и церемонии. В этой связи полагаем возможным в части первой рассматриваемой нормы проекта в качестве объекта посягательства определить только религиозные чувства граждан.