"...глазам не веря, читаешь в сводке новостей: Роскомнадзор вынес предупреждение "Новой газете". За распространение "информации, содержащей признаки экстремизма". То есть некий г-н Протопопов, высокопоставленный сотрудник этого Роскомнадзора, и его безымянные эксперты, прочитав статью и обильно ее процитировав, усмотрели в публикации пропаганду нацистских идей. За что, конечно, в нашей цивилизованной стране надо наказывать, вот он и вынес вердикт: "Исходя из вышеизложенного... и на основании ст. 16 Закона Российской Федерации..." А норма эта такова, что еще одно предупреждение - и газету закроют.
Данное письмо пришло в редакцию весной, было опубликовано и уже тогда произвело такое впечатление, как если бы в помещении рухнули стены или на всей территории страны отменили человеческую речь. Отчего любые слова, в том числе и нормы закона, потеряли бы всякий смысл. Или, допустим, обрели бы противоположное значение. Тогда, конечно, текст, предупреждающий о фашистской угрозе, естественным образом оборачивался пропагандой нацистских идей. И наоборот: за пропаганду "Русского образа" жизни Роскомнадзор мог бы вынести газете благодарность и как-нибудь даже наградить.
Это казалось недоразумением, а г-н Протопопов - человеком, наверное, всей душой преданным борьбе за искоренение экстремизма, но сильно перетрудившимся на службе. Тогда, в апреле, случился довольно громкий скандал, газета подала апелляцию, и логично было предположить, что самый антиэкстремистский в мире Таганский районный суд г. Москвы разберется в конфликте и восстановит справедливость. Слишком уж очевидное было дело. Эдак и про Гитлера, который одним своим видом разжигал национальную рознь, запретят писать, и Сталина не позволят цитировать, и прочих людоедов. И кончатся история как предмет и журналистика как профессия, потому что запретят все, что заключено в кавычки.
Однако произошло нечто совсем уж удивительное. Таганский суд постановил, что предупреждение "Новой газете" вынесено обоснованно. И вся надежда теперь на Верховный суд, куда главный редактор Дмитрий Муратов уже обратился с
докладной запиской, а также на Страсбург, Нюрнберг и Высший суд, где должны все-таки разобраться, чем нацистские призывы отличаются от призывов покончить в России с коричневой чумой. С теми самыми партайгеноссен, которые, вероятнее всего, причастны к убийству Станислава Маркелова и Насти Бабуровой, что и послужило для газеты поводом расследовать деятельность ультраправых организаций.
Разумеется, "Новую газету" не закроют. Кишка тонка у всех этих чиновников и судей уничтожить газету, которая одним фактом своего существования очеловечивает российскую жизнь и внушает надежду на перемену несчастной нашей исторической участи. Но все-таки до чего ж удивительные процессы идут в стране, и как же они осточертели! Вроде с детства советского приучен к этому маразму, а все не можешь привыкнуть. И Кафка тут не помощник, а просто книжка с картинками, которую текущая реальность легко затаптывает кованым сапогом."
Илья Мильштейн
http://www.grani.ru/opinion/milshtein/m.182774.html
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/116/08.html
http://www.novayagazeta.ru/