СИТУАЦИЯ: В ноябре 2009 года между врачом-педиатором и бабушкой пациентки в поликлинике произошел конфликт, в ходе которого бабушка оскорбила врача, назвав "сволочью и гадиной". В дальнейшем, врач обратилась с заявлением к мировому судье о привлечении бабушки к уголовной ответственности по ч.1 ст.130 УК РФ - оскорбление. В заявлении врач изложила сложившуюся ситуацию. В дальнейшем, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, врач отказалась от обвинения, в связи с чем постановлением мирового судьи уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. После этого бабушка обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства, в котором требует от врача опровергнуть сведения, порочащие ее честь и достоинство, взыскать компенсацию материального вреда в сумме 50 000 рублей (расходы на адвоката по уголовному делу) и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: В соответствии с частью 1 статьи 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Как указывается в Постановлении ВС РФ от 24.02.2005 № 3, в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В соответствии с пунктом 10 того же Постановления, статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. Судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (пункты 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ПОЗИЦИЯ ПО ДЕЛУ: То обстоятельства, что события, изложенные ответчиком в заявлении о привлечении к уголовной ответственности, действительно имели место, может быть подтвержден показаниями свидетелей. Данные свидетели допрашивались по уголовному делу и факт оскорбления подтвердили. Соответственно, их показаниями сторона ответчика докажет, что распространенные ею сведения соответствовали действительности. Следует учесть, что в силу части 3 статьи 61 ГПК РФ, отсутствует оправдательный приговор по уголовному делу, поэтому факт недостоверности изложенных ответчиком в заявлении сведений преюдициально не установлен.
СТОРОНА, ПРЕДСТАВЛЯЕМАЯ МНОЮ: ответчик
СУД, РАССМАТРИВАЮЩИЙ ДЕЛО: Кировский районный суд г. Новосибирска