Подстраиваю план обучения под выступление клиента

Mar 14, 2014 17:07

Вести коучинг всегда интересно. Планируешь проработать одно, а клиент приходит совершенно с другой задачей.
Так и в этот раз: я планировал двигаться в направлении создания плана выступления, отработать внимательность его как оратора.


А когда мы начали встречу, и я традиционно задал вопрос: "Что из того, что мы изучили в прошлый раз, получается, а что - вызывает сложности", то ответ меня удивил.


Самым легким заданием для клиента оказалось как раз выдерживать структуру выступления. А вот над качественными изменениями в ходе выступления пришлось в этот раз потрудиться. В ходе первоначального выступления мне сразу понравились хорошая, связная речь, четкая, без оговорок. А потом мы перешли с обсуждению такого непростого вопроса - можно ли оратору пользоваться подручными материалами: записями, текстом, планшетом?

Мое личное мнение - конечно, желательно обходиться без всего этого. Но если оратор постоянно сбивается, стоит вполоборота и читает со слайдов - то тезисы в руках будут попросту меньшим злом, чем скомканное выступление. Мы так и поступили: взяли один и тот же текст, и несколько раз я играл роль "аудитории", а мой клиент - обращался ко мне. И вот, наконец-то я услышал желанное: "Оказывается, когда знаешь текст, то гораздо легче выступать. Да и подсматривать меньше нужно!". Да, может, это должно быть понятно, но как здорово все-таки, когда оратор ощущает это сам, на своем опыте.

Как только мой клиент начал чувствовать комфорт в ходе выступления, я смог сделать еще один шаг - убрать его руку с текстом от груди. Сделал это с помощью видеозаписи - я начал записывать выступления на телефон. А после выступления мы совместно просматривали запись, разбирали ее и выделяли то, что стоит отработать в следующем повторении.


Вот, что мы определили, и над чем работали:

Первое - это перестать закрываться руками или кафедрой, стулом, столом от аудитории. Да, это защита. И нет, никто не собирается кидать в вас помидорами. Откройтесь, и тогда вы сможете начать чувствовать доверие от аудитории, и страх начнет уходить.
Второе - если пользуешься тезисами, то ими нужно пользоваться периодически. Посмотрел - опустил руку. Снова посмотрел - снова опустил руку. Когда текст постоянно находится перед глазами или на уровне груди - впечатление ужасающее. Когда клиент смог убрать руку, а потом увидел себя на видео - то сразу отметил огромный положительный результат. Впечатление от выступления меняется очень сильно!
Третье - паузы. Непрерывный поток текста приводит только к одному - оратора перестают слушать. Существует даже шуточная "теория относительности течения времени у тренера". Она говорит о том, что время для тренера идет гораздо быстрее, чем для аудитории. Когда выступающему кажется, что все давно уже понятно, и нужно давать идею за идеей - слушатели задают себе только один вопрос: "Куда он так несется?". Проверить это очень просто - опять же видеокамера в помощь. И мы начали учиться делать паузы.

Во время просмотра записи мой клиент с удивлением сказал: "Ух ты! Оказывается, вот тут я нормально говорил, спокойно и понятно. А мне казалось, что я невыносимо туплю, и это заметно со стороны!"

Да, сначала делать паузы в речи непривычно. И нужно какое-то время для того, чтобы освоить их использование. 30 секунд - пауза. Минута - полторы - еще пауза. Снова речь, потом шутка (люди посмеялись - пауза в вашей речи) - и поехали дальше.

Занятие прошло очень живо, и я порадовался прогрессу моего клиента. Но больше всего радовался тому, что он сам радуется своему прогрессу - это самое важное!

коучинг, Сударкин, публичные выступления

Previous post Next post
Up