Sep 25, 2013 19:02
- ...Москве не хватает трех вещей. Первое - это общественное пространство, которое осознается людьми как личное. У нас все музеи анфиладного типа, нет того, что есть в лучших музеях современного искусства на Западе, когда люди могут сесть на пол, поболтать где‐то в кафе, взять книжку почитать. Когда ты можешь воспользоваться культурным пространством для публичного одиночества или, наоборот, любовное свидание назначить в общественном месте.
Второе - Москве не хватает своей мифологии. Вот, например, в Париже половину мифологии составляет кинематограф: у них постоянно снимали кино. Приезжаешь в Париж, у тебя постоянное дежавю, потому что ты все это видел на экране.
Ты знаешь то, что видишь впервые. Именно искусство создает мифологию Парижа, которую люди чувствуют. Этого Москва пока не выработала, но обязана выработать...
А третье, чего не хватает Москве, - это человечной истории. Наша история связана исключительно с катастрофами, войнами, победами, полководцами, тиранами, бог знает с чем. Нам не хватает ощущения повседневности, которая длится. У нас все время обрывы. У нас даже в семьях этого нет: никто не знает, кто такой прадедушка. У нас есть старые вещи, но нет уклада. Не быта, а именно уклада жизни, который естественно меняется со временем, но остается фундамент, культурная почва, которая нарастает с поколениями. А у нас каждый раз ее смывает вода. А создавать эту почву можно просто: например, посмотреть фильм, который когда-то смотрела твоя мама. Мой самый любимый комплимент, который дали Музею кино, был такой: мы показывали «Заставу Ильича» Марлена Хуциева, после которого ко мне подошла женщина средних лет и сказала: «Как я вам благодарна! Я теперь лучше поняла мою маму». Это очень дорогого стоит, когда зритель начинает понимать, что увлекало маму, как мама жила, что ее грело, какие звучали песни, как был обставлен дом, что такое карточка во время войны... Это вещи, которые делают непрерывной жизнь. Ведь история - это совсем не только победы, катастрофы, тираны. И кинематограф дает это понять даже лучше, чем литература и живопись, потому что нечаянно мимолетно фиксирует кучу мелочей.
Вот эти три функции Музей кино может выполнять. Совершенно прекрасное интервью совершенно прекрасного человека. Думаю, всем стоит прочесть - даже тем, кого судьба Музея кино и судьба Наума Клеймана совсем не интересует. Но разве среди вас такие есть? :)
Спасибо Мише,
aldashin, за ссылку в ФБ.
Привет из ФБ,
Наум Клейман,
Музеи,
Любимые люди,
История,
Москва