Спасибо Леше,
gurzo, за заказ, для меня ведь такое удовольствие - исполнять ваши желения! :)
А заголовок я стащила у одного из зрителей, целиком вы увидите его (отзыв, конечно, не зрителя) под катом. :)
You can watch this video on www.livejournal.com
«ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ», СССР, 1978, цв., 79 мин.
Социальная мелодрама.
По мотивам сценария Григория Бакланова «Шелестят на ветру березы».
В 1978 году, не дожидаясь реабилитации своих первых фильмов, Муратова порывает с «провинциальными мелодрамами», как она их называла, и ставит свой едва ли не лучший, выдающийся фильм «Познавая белый свет». Непредсказуемость порывов в этом фильме - прихотливом «потоке жизни», пробуравленном на глубину многоэтажно выстроенных кадров, склеенных дерзким и плавным монтажом, - с течением времени как бы иссыхает в муратовских фильмах в условность плоскостного изображения. А барочность фактуры этого чувственного (а не чувствительного) фильма постепенно испаряется в самодостаточную беглость пальцев режиссера-виртуоза. На свой манер прекрасного, но до обиды уязвимого.
«Познавая белый свет» - поставангардный фильм, как если б породнили Пастернака с Шукшиным, - прошел мимо, как косой дождь. «Познавая белый свет» - это «интервью» Муратовой о том, как делать фильм в убогой и одновременно возвышенной декорации советской стройки. В лирическом растворе этой картины бытовая сценка наплывает на эстрадную интермедию, кич поставлен встык с изыском, а лубок - с гротеском. Полнота жизни в эстетической многовариантности или первозданном хаосе, облагороженном варварским сплетением узоров в шикарное лоскутное одеяло. «Познавая белый свет» - это драмбалет о соре, из которого сквозь сюжет прорастает метафора самого творения из ничего. На разбитой дороге, в чистом поле. Муратова выбрала для этого фильма стройку и грезы любви, соединив кадры-строфы, по сути микрокатастрофы лирических состояний. Соединив живописные цезуры и примитивистские коллажи, соцартовские фотографии и театральные мизансцены. У нее обыкновенный завод загадочен, как конструктивистский замок, а хоровод мотыльков кружится вокруг фонаря в ночном летнем воздухе подобно снежинкам. Муратова спрессовывает настоящее и будущее в пространстве рифмованных ассоциаций между сном и явью. Ее сказка сказок разыгрывается актерами, исполняющими по ту сторону экрана и роль зрителей. Они, к примеру, наблюдают из окна недостроенного дома, как из ложи, за сценой любовной перепалки на дальнем плане.
Муратова совмещает эпизоды по принципу несходства, придавая каждому из них внебытовую призрачность, общежитейский и многослойный смысл. Она одухотворяет вещный мир картины. Грузовики здесь - действующие лица - дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц, или вперяют свои жаркие глазницы-фары на свидании героев, ошеломительно сыгранных Ниной Руслановой и Сергеем Поповым.
Безудержная эмоциональность этого фильма, щепетильно остраненная Муратовой, свидетельствует о неподдельном демократизме ее утонченного искусства, о нескромном обаянии ее эстетических деформаций.
Авторы сценария: Григорий Бакланов, Кира Муратова
Режиссер: Кира Муратова
Оператор: Юрий Клименко
Художник-постановщик: Алексей Рудяков
Музыка и тексты песен: Валентин Сильвестров
В ролях: Нина Русланова, Людмила Гурченко, Сергей Попов, Алексей Жарков, Наталья Лебле и другие
Статья о фильме в Энциклопедии кино.
Александр Столяров: Светло, легко, а сколько любви. Муратова не кино снимает, она любовь записывает, ей Бог дал.