Пара слов о языке

May 27, 2022 12:37


*Старая статья. Перенесена из паблика Субъективный Стендап

Есть аспект комедии Джорджа Карлина, который не так широко известен в России. Из-за того что большинство смотрело его в переводе, не все знают насколько Карлин одержимо работал над языком в своих шутках. Как пример - мой любимый бит про время. Посмотрите хоть немного даже если не понимаете.

image Click to view



Бит называется «про время», хотя на самом деле он про язык который мы используем, когда говорим о времени. И Помимо того что бит про язык, он скорее напоминает поэму, чем стандартный монолог (и я не только про куски где он в прямом смысле переходит на стихи)

Есть разные мнения. Я большой сторонник работы над языком, это то что мне нравится в комедии Сайнфелда, Карлина, Норманда, Галмана, Малейни и многих других. В то же время, я понимаю идею о том, что подбирая каждое словечко ты теряешь тот элемент спонтанности, который так важен в стендапе… В конце концов сам Карлин не считал что работа с языком обязательна в комедии, это просто что-то что нравилось ему.

Да и в целом, я не столько о том, чтоб подбирать каждое слово, сколько о том какие слова не подбирать. Можно говорить о том, что в шутке язык - это способ добраться до места назначения. Причем, необязательно единственный. Смех можно вызвать жестом или просто падением, но в основном, особенно в сетапах, мы чаще используем слова.



Естественно, когда дело доходит до сетапов речь идет об эффективности. Как мне сказать меньше слов при этом не теряя сути. И иногда кто-то находит отличный способ. Проблема в том, что потом этот способ перекочевывает в лексикон 90% комиков и вместо оригинальной фразы мы получаем затасканный мэм.

«…не было такого что…»

«..не то что бы я…»

«…И я подумал, а что БУДЕТ …»

«…со стороны казалось…»

Это все не железобетонные конструкции, это что-то, что кто-то, когда-то сказал и всем понравилось. Понятно, что в итоге ты все равно должен идти на компромиссы. Незачем каждый раз изобретать отвертку, если это просто инструмент, но хотя бы минутку подумать об этом и заменить избитый прием на что-то новое или старое, пусть на два слова длиннее - оно того стоит.

К тому же язык формирует мышление. Перестав ходить протоптанными дорожками вы можете заметить что-то новое о чем никогда не задумывались раньше и бит только выиграет.

Давайте не врать себе, такие слова как «ублюдский» или «конченый» это матерные слова которые таковыми не считаются, они смешные, у них нужная коннотация и потому их так хочется всюду пихать. Но частое употребление эвфемизма может привести к тому, что людей начнет тошнить от определенных слов и эти слова станут считаться матерными (это и так всегда происходит в языке). Как по мне, на сегодняшний день слово «чпокаться» звучит намного грубее чем трахаться.

В сценарии «Общества Мертвых Поэтов» есть один кусочек который не вошел в фильм, но к теме он очень подходит.

«So avoid using the word 'very' because it's lazy. A man is not very tired, he is exhausted. Don't use very sad, use morose. Language was invented for one reason, boys - to woo women - and, in that endeavor, laziness will not do. It also won't do in your essays.»

«Избегайте слова «очень», потому что оно ленивое. Человек не очень устал, он измотан. Не используйте «очень грустно», используйте «угрюмо». Язык был изобретен для одной цели, мальчики, - чтоб добиваться женщин и в этом стремлении лень вам не поможет. Как не поможет и в ваших эссе.»

Вот что я пытаюсь сказать: ваше дело выдрачивать тексты или разгонять на сцене, но хотя бы из уважения к себе не выстраивайте весь свой материал на основе лежащих на поверхности конструкций. Не используйте стремление к «разговорности» как оправдание собственной лени. Во всех остальных вопросах, начиная от материала и заканчивая внешним видом каждый пытается быть оригинальным, но по факту большая часть звучит как один человек.

архив, стендап, статья

Previous post Next post
Up