Click to view
Это история про то, как я не понял комика. Когда я смотрел этот концерт в первый раз он мне показался парадоксально неудачным. Мне показалось, что это один из самых смешных концертов, что я видел, но меня расстраивал случайный характер всего что там происходило. Мне казалось, что все что там произошло, скорее совпадения и случайность, к котором Ваня имеет не так много отношения. Я сильно ошибался. Но вот как я размышлял.
После 22 комика, мне казалось, что Ильин - мастер короткой формы, и один из этой тайной кагорты мистических гениев, которые раз в несколько лет выплывают на свет, чтоб показать, что с ними все еще никто не сравнится. Бобби Фишеры от российского стендапа. Типа Шарапов, Синцин, Соловьев… Вот такой формат. И вот, когда я смотрел этот концерт, мне казалось, что все происходит настолько спонтанно и хаотично, что весь этот образ Ильина рушится на глазах. Да он отлично справляется с ситуацией, но не так как Ильин у меня в голове должен был бы с ней справляться.
То есть мое непонимание этого концерта происходило от того, что я выдавал свои ожидания от комика, за некую объективную реальность которой реальный живой человек с какой-то стати должен соответствовать. Я смеялся пока смотрел “Маленького Принца” но постоянно думал о том, что теперь непонятно чего ждать от Ильина в будущем. Именно из-за этого я так долго не решался посмотреть Примитивизм, но об этом поговорим потом.
Сейчас я вижу Ильина немного по другому. И это опять может быть ошибка, потому что трудно категоризировать комика, который настолько из другой лиги. Грубо говоря, я вижу что Сева Ловкачев лучше меня придумывает и проговаривает шутки, но во многих его битах я вижу развитие идей, которые у меня проскальзывают. С Ильином я не понимаю откуда и куда все это происходит. Это совершенно другой жанр стендапа, мне непонятный. Я не знаю как эти шутки создаются, я не вижу швов между битами и разобрать все это тоже не способен. Для меня комедия Ильина остается чем-то что я смотрю, как ребенок смотрит фокусы - в твердой уверенности, что смотрю на настоящую магию.
Как мне кажется сейчас, живое взаимодействие с залом чуть ли не лучшая сторона выступления Ильина. Это намного лучше видно в следующем концерте. То что продается Ваней, как шутка, чаще всего является сэтапом для настоящей шутки. Это не совсем отсылка или рефрен. Дело не в том, что он написал две шутки и в одной он напомнил про предыдущую. Он рассказывает шутку и знание аудиторией этой шутки, как и реакцию на нее он использует, для того чтоб рассказать ту шутку которую изначально планировал. Та же история кстати был на разгонах с шуткой “Эксперт - это бывший Перт”.
Еще одна параллель с концертом Севы - скетч тут ничего. Особенно я люблю его за момент со стикерами, на которых написанны слова на английском, как будто он их учит.
Прикол в том, что стикер слева - это отсылка к «культовой шутке», о которой будет финальный скетч, а стикер справа - это просто самостоятельная шутка. Это два самых важных стикера на этом кадре и они оба не в фокусе(и так и не окажутся в нем). Во многом это тот подход к юмору, о котором говорил Стив Мартин: панчлайн не подчеркивается, а часто наоборот прячется. Зритель не получает лишних подсказок где смеяться, он сам должен для себя решать, где был панчлайн. Часто такой юмор вызывает растерянность, а не смех. К сожалению такой тип юмора обычно присущ эпохам относительной стабильности, когда растерянность не является основным атрибутом обычной жизни. Потому, к сожалению, в ближайшее время Ване вряд ли грозит слава соизмеримая со Стивом Мартином.
Как и с концертом Севы, трудно представить другую площадку куда бы такой концерт мог бы попасть. Телевизионной машине такую штуку трудно объяснить и продать. С трудом представляю что творилось на техничках перед съемками и, что по их мнению они снимали. С другой стороны, у альтернативных площадок просто нет слота и\или ресурсов. В итоге аутсайд взял на себя роль медиатора в этой истории, в очередной раз подтвердив уникальность. Более того, это далеко не разовый случай, это осознанная стратегия, о чем поговорим наверное попозже, когда буду делать обзор на концерт Миши Кострецова.
Предыдущие тексты тут
Евгений Чебатков - Без Панциря Максим Евдокимов - Недобитый Гурам Амарян - 17 минут золота Вера Котельникова - Попей Воды Марк Сергиенко - 2020 Сева Ловкачев - За Гранью Лука Хиникадзе - Большой Мальчик архив аутсайд обзор стендап