Комикам

Jun 01, 2022 13:41


*Старая статья. Перенесена из паблика Субъективный Стендап

Когда я учился на сценариста, вместе с нами учился парень - Руслан. Руслану было за 40, он успешно поработал над несколькими сериалами, практически построил карьеру, но почему-то пришел учится на сценариста. Я спросил его почему и он рассказал историю.

Руслан когда-то, как и все, был молодым и перспективным. Он писал заявки на сериалы и выслал на каналы. Однажды с ним связался продюсер и предложил написать серию. Руслан написал и выслал. Продюсер перезвонил на следующий день:

- Старичок, это потрясающе! Мне так понравилось! Я дал жене почитать, и она тоже в восторге. Это - нечто, но, дружище, люди к такому не готовы. Нужно быть проще, быть ближе к народу, что ли. Понимаешь? Исправь это и то, упрости вот тут и вон там. Чуть опошли, ничего страшного. Людям такое нравится.

Руслан проглотил гордость и все переделал. В конце концов, он все еще занимался любимым делом. Он переделал, выслал, продюсер одобрил.

Такая история повторилась снова и снова. Неприятно было менять текст по указке, тем более когда все в нем говорило, что он делает лучше. часто было паршиво, но Руслан все еще утешал себя тем, что он занимается любимым делом. Продюсер так сладко напевал в уши, казалось что нет более близкого и понимающего человека. Да и деньги платили неплохие. Руслан стал много пить.



Однажды Руслан заебался. Он напился и в порыве поступившей к горлу желчи он написал худший текст, что писал в жизни, плоский, пошлый и пустой, пронизанный клише от начала до конца. Он выслал текст продюсеру и в ужасе ждал, что тот ответит. Продюсер перезвонил через час:

- Старичок, ну вот, ведь можешь когда хочешь. Это - лучшее что ты когда-либо делал! Так держать!

И тут Руслан впервые задумался, а может это с ним что-то не так? Может мир нормальный а вот он сам чокнутый.

Руслан больше не пытался писать тексты которые нравились ему. Он понял что от него требуется и делал это.

То что он все еще пишет сценарии больше не утешало, но деньги платили хорошие, так что он терпел. Спустя два брака, три ребенка и множество поседевших волос, Руслан уже даже не помнил, что когда-то занимался этим делом по любви. Он штамповал то что сам же 10 лет назад назвал бы говном, и он был в этом хорош.

А потом, однажды когда он выслал очередную готовую серию, ему позвонил уже другой продюсер, но с той же манерой речи:

- Привет, старичок. Слушай, я прочитал, это очень круто, но сейчас так уже не делают, не модно это, публика устала, нужно что-то посвежее, посмелее, дружище, можешь переделать?

Руслан попытался, но за последние 10 лет, все чему он учился - это штамповать говно. Он не развивался, не бросал себе новые вызовы, он всегда играл наверняка и никогда не проигрывал до того дня, когда он проиграл все.

Если он когда-то и умел что-то другое он уже не помнил об этом. Ему было за сорок, его телефон не звонил, а на его письма не отвечали. Он больше не был молодым и перспективным, теперь он был отработанной кучей ядерного топлива, которую все мечтали закопать в землю подальше от глаз и детей.

В сорок с чем-то лет Руслан пришел на курсы учиться на сценариста вместе с молодыми и перспективными ребятами которые больше всего мечтали о том как бы закрепиться на каком-нибудь канале и штамповать говно, утешая себя тем, что они занимаются любимым делом.

В последнее время я часто вспоминаю о Руслане, когда говорю с некоторыми комиками. Когда слышу о том, что нужно думать о том что хавает пипл, о том что понравится зрителю, когда комики калечат свои монологи в угоду редакторам, которые кажутся им лучшими друзьями сегодня.

Я вижу людей, которые мечтают свернуть гнездышко под ласковым крылом телепроекта и никуда-никуда оттуда. Они носятся с правками редакторов принимая их как истину в последней инстанции и мерят свою жизнь очередными 15 минутами которые они выгодно продадут. Для этих людей выступления на опенмайках обуза, которую они пытаются минимизировать. Больше неважно что они хотят сказать, важно, что от них хотят услышать. Не нужно быть хорошим комиком, достаточно создать такое ощущение. И все ради того чтоб осесть на каком-нибудь канале.

Ведь нет такого понятия как стендап комик от Эйчбио, нет камедицентраловского комика. Откуда взялось понятие тнт-шный комик? Стендап комики больше чем каналы, мы не должны быть частью команд, команды ведут к конформизму, а мы вроде конформизм высмеиваем… ну по крайней мере делаем вид.

Такие комики собираются каждый день поразгонять с разными людьми, потому что неважно откуда берется материал, важно чтоб бог-редактор его одобрил. Если шутка изначально не пройдет цензуру - с ней и носиться нет смысла.

Я знаю, что собираться поразгонять - это норма для большинства комиков, но я не могу взять в толк зачем это делать, тем более так часто. Если так уже сложилось что ты оказался с несколькими комиками в одной компании - да, конечно начнутся разгоны, но назначать ежедневную встречу и ехать слушать идеи других людей, вместо того чтоб сесть и написать шутку самому?

Неужели ты настолько в себя не веришь, что боишься оказаться с собой один на один? Если в одиночку у тебя получается материал хуже - так это твой объективный уровень. Прими его? Или ты планируешь до конца карьеры пользоваться чьими-то идеями? Это не похоже на стендап, это похоже на команду квн, где все выходят на сцену по очереди.

В отдельную категорию хочется вывести людей усилено игнорирующих жанр в котором они выступают. Люди, которые не смотрят стендап, не любят его, но почему-то им занимаются. Ну знаете, прям как все эти известные режиссеры, которые не смотрят кино, или писатели, которые не читают книги. Их не вдохновляет стендап, они ни за кем не тянутся, они ни у кого не учатся. Они просто познали стендап за свои неполные 5 лет и теперь осталось только загребать деньги лопатой.

Говорят все аналогии ложны. Может и так. Надеюсь, что так. Среди людей о которых я говорю много замечательных ребят и я искренне надеюсь, что однажды они не проснутся осознав, что мир двинулся дальше без них.

архив, стендап, статья

Previous post Next post
Up