*Старая статья. Перенесена из паблика
Субъективный Стендап Если бы мне платили по рубли каждый раз, когда кто-то выражал скептичное отношение к музыкальной комедии - у меня сейчас было бы 4 рубля. Но поскольку на каждого высказавшегося приходится куча людей которым незачем со мной говорить - буду считать что это распространенное мнение.
Мысль примерно такая, в песне в отличие от бита есть встроенный ритм и обязательная рифма, которая делает текст априори более запоминающимся и приятным для слуха. Соответственно та же шутка в виде бита сработала бы хуже, если бы и вовсе сработала.
Мне кажется тут есть ошибка в самой предпосылке. Как готовый продукт при прочих равных, песня может восприниматься лучше чем бит, но при этом не учитывается, что написать песню и потом хорошо ее исполнить намного сложнее.
Каждый комик использует определенные приемы чтоб придать форму своим шуткам. Кто-то использует поэтичность как Карлин, кто-то необычную подачу, как Хэдберг, кто-то использует мощные отыгрыши и так далее. Для себя я не вижу причин, почему бы не считать владение музыкальным инструментом еще одним приемом который можно использовать для достижения комедийного эффекта.
При этом музыку тоже можно использовать по разному. Вот несколько примеров:
Тим Минчин потрясный музыкант и исполнитель. Он вполне мог бы делать это серьезно, но предпочитает комедию. Его биты всегда мастерски сведены и музыка полноценный участник его шоу.
Click to view
Бо Бернем больше ориентирован на тексты. Его песни пронизаны каламбурами, аллитерациями, игрой слов и.т.д. Причем часто он делает шутку из отсутствия рифмы, там где ты ее ждешь.
Click to view
Карен Килгариф пишет ироничные самоуничижительные песенки. Больше забавные и милые чем смешные.
Click to view
Не хочу перегружать пост видео которые вы все равно не посмотрите но примеров очень много. Тодд Гласс использует группу в последнем спешле для придания ритма всему концерту, Деметри Мартин просто играет на гитаре пока рассказывает Биты. Ханс Тейвен, Стив Мартин, Харпо Маркс, Виктор Борге все использовали музыку по-своему и именно как инструмент, а не основу своей комедии.
И вот что мне особенно интересно во всем этом. Почему Карен Килгариф комик, а скажем, Монеточка - нет. Ее песни вроде «пост-пост» или «Гоша Рубчинский» не менее смешные.
Или скажем Сатана Печет Блины, с уморительными текстами, никогда не штурмовал комедийную сцену.
В итоге, все дело только в самоидентификации. Наверное именно этот момент я упустил, когда разбирал
спешл Мэтта Паркера и рассуждал на тему что есть стендап.
Как жанр стендап родился из нонкомформизма и питался им всю свою историю. Нельзя определить границы жанра, основа которого нарушение границ. Потому наверное, стоит остановиться на том, что артист является или не является стендап комиком исключительно исходя из того позиционирует ли он себя таковым.