в 1970г я впервые обнаружил в наших средствах информации официальное сообщение о певце. Заметка располагалась на последней странице журнала «Советский цирк» в разделе «зарубежная мозаика»
Аккуратно вырезав я приобщил её к документам своей музыкальной коллекции. Следующим артефактом стала уже обширная статья о Реброве из газеты "Советская Культура". Целую газетную страницу занимал репортаж одновременно двух журналистов, командированных за границу для интервью со знаменитым исполнителем. Интервью они не взяли, но написали о певце обширную статью, где выдали достаточно информации в стиле советской идеологии, перемешивая факты с критикой ( немножко дегтя, в бочку меда). Статья по духу изложения походила на воспоминания Л.Зыкиной о гастролях по ФРГ.
Из книги Л. Зыкиной "Песня". гастроли ансамбля «Русской песни» в ФРГ в 1968г
...Я позволила себе отвлечься потому, что во время гастролей в Западной Германии, где живёт Ребров, мне пришлось часто его слушать, и ещё потому, что многих интересует, что я о нём думаю, как оцениваю этого певца. А кроме всего прочего в последние годы пошла мода на Ивана Реброва и других "эмигрантов", - обладание их записями, подобно увлечению стариной, стало для некоторых чуть ли не правилом хорошего тона. На коктейле после премьеры доктор Кеплехнер говорил о том, что наш приезд и полмиллиона разошедшихся пластинок с русскими песнями пробили поначалу маленькую брешь в ознакомлении Запада и других стран мира (фирма "Ариола Евродиск" имеет свои предприятия во многих европейских странах и в Латинской Америке) с русской музыкой и песней" Монопольным правом в этой области завладели эмигранты, осевшие на Западе, русского, полурусского и совсем нерусского происхождения типа Бикеля, Бриннера, Рубашкина и др. Особое место в этом ряду занимает Иван Ребров, который поражает своим действительно незаурядным голосом почти, что в три октавы. Для западной публики он "кондовый славянин" с окладистой бородой и "архирусским именем. Его концертный костюм непременно включает в себя соболью шапку и броский, яркий кафтан с расшитым золотом кушаком. Популярность Реброва складывается, на мой взгляд, из нескольких компонентов: хорошие вокальные данные, (на Западе басы всегда в большом почёте) экзотический внешний вид, сценический образ этакого кряжистого русского медведя, акцент на меланхоличные и грустные русские песни, находящие особый отклик среди сентиментальной западной публики).
Интересно, что Ребров пытался исполнять и немецкие народные песни, но особого успеха не имел.
Его репертуар - удивительная мешанина из старинных русских песен, (кстати, в убогой собственной обработке), например, "Помню я ещё молодушкой была", которая фигурирует у него под новым названием "Наташа". Песен из репертуара Шаляпина - "Из-за острова на стрежень", "Двенадцать разбойников", махровой цыганщины (тут и "Две гитары", и "Ухарь-купец") и всего, что только душе угодно. Модно петь "Подмосковные вечера" - пожалуйста, мелодии из к/ф "Доктор Живаго" - извольте! В песнях Реброва слышатся и отголоски белогвардейской обречённости, и интонации мелодий расплодившихся на Западе бывших донских казаков (ведь надо как-то зарабатывать на жизнь!) Своими записями Иван Ребров явно старается потрафить мещанскому вкусу обывателей, знающих, вернее, не желающих знать больше Россию, только по водке и икре. Показательны уже названия его песен: "В лесном трактире" ,"В глубоком погребке", "Рюмка водки". И сама пластинка называется "На здоровье!" - Ребров поет о водке и вине. В общем, Ребров - типичный представитель коммерческого "массового искусства", хозяев которого вполне устраивает, что не знающий ни родины, ни её языка певец повествует о "русской душе" песнями "Бублички", "Маруся", "Журавли".
Любопытно, что Иван Ребров бывал в Москве как турист и при посещении ВДНХ даже пел - не удержался! - с ансамблем Мицкевича, выступавшем в ресторане "Колос":
______________________________________________________________________________________________
Здесь все ясно - мы впереди планеты всей. А если еще где то существует искусство, то это так, какое-то ненастоящее. Более объективная информация пришла к нам с развалом «режима». Сам факт приезда в Россию, многих до этого «персон нон грата», вселял надежды на лучшее. Вот фрагменты из статей времен перестройки.
"Всей душой я русский"
Маэстро приехал во дворец прямо из аэропорта. Надо, видимо, так любить публику и с таким нетерпением ждать встречи с ней, чтобы, не отдохнув с дороги, поспешить на сцену. "Вечерний звон", "Эй, ухнем", "Стенька Разиня." Его мощный голос, вмещающий четыре с половиной октавы, летел над пятитысячным залом Дворца спорта "Динамо". Он пел так, будто уже сейчас перед ним сидели его слушатели.
Всемирно известный исполнитель русских народных песен Иван Ребров - впервые на гастролях в Советском Союзе. Его концерты в Москве организованы творческими объединениями "Гамма" и "Дилер тис мент" при содействии Госконцерта СССР. Остается добавить: самобытный исполнитель из ФРГ будет выступать в сопровождение русского народного оркестра им. Н. Осипова.
- Считаю, мне очень повезло,- сказал артист.- Буду работать с таким знаменитым ансамблем. Выступать с ним было моим давнишним желанием. С первых же минут благодаря этим виртуозам я чувствую себя в русской стихии, даже забываю, что у меня немецким паспорт.
- Откройте секрет: Ребров" - это актерский псевдоним?
- Нет, по документам я действительно Иван Павлович Ребров. Когдато очень давно мои предки жили в России. Так случилось, что мама родила меня семимесячным ребенком прямо на одном из железнодорожных вокзалов в Берлине. Наверное, я больше не мог терпеть одиночества... Родители воспитали меня в русском духе. Самое ценное из того, что они оставили мне в наследство,- страсть к путешествиям. Чуть ли не полжизни я провожу на борту самолета. Облетев весь мир, я наконец приехал в милую моему сердцу Москву.
- А как вы пришли в русскую песню?
- Начинал в казачьем хоре у Жарова более трех десятилетий назад. Каждый вечер за то, что я во время исполнения песен, цокая языком, имитировал скачущих лошадей, мне платили по 15 марок. Однако петь всегда было потребностью моей души.
- Борис Рубашкин рассказал недавно, что на одном из концертов в Советском Союзе разволновавшийся конферансье так объявил его выступление: "Сейчас перед вами выступит Иван Ребров"...
- Вот здорово! Я знаю Бориса. Поверьте, он мне совсем не конкурент. Хорошие артисты всегда друзья.
- Сколько всего дисков вы записали?
- Около пятидесяти. И, кажется, более тридцати из них стали золотыми в Америке, Австралии, в Европе. Осталось только покорить СССР.
- Иван Павлович, расскажите, как складывался ваш репертуар?
- Наверное, начиналось все со сказок и колыбельных моей мамы. Помните: "За горами, за лесами, за широкими полями..." Или: "Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю..." А песню "Полюшко-поле" я запомнил на всю жизнь.
Потом начался поиск. Песни приходили и уже оставались навсегда. Самые любимые "Двенадцать разбойников" и "Стенька Разин".
- Некоторые утверждают, что вы пытаетесь подражать Шаляпину...
- Никогда не надо копировать кого-то, пусть даже самого талантливого и знаменитого. Как
говорил Маяковский; "Лучше под себя".
- Сами вы пишете песни? Играете ли на музыкальных инструментах?
- Пишу, но в Москве спеть их не решаюсь. Под настроение иногда беру в руки скрипку тогда Ребров выступает для Реброва.
- Россия... Что значит она для вас?
- Все. Это родина моего сердца. Во мне русская кровь, русский голос. Всей душой я русский.
Г. АЛИМОВ. Г.ЧАРОДЕЕВ. "Известия" № 130 9 мая 1989 г
РУССКАЯ ПЕСНЯ ИЗ ... ФРГ
В доме его на самом видном месте красуется фотография Шаляпина с дарственной надписью: "Наташе Нелиной".
Это она учила сына родному языку, пела ему русские песни, была первым его музыкальным наставником. Отец же считал музыкальные увлечения маленького Ганса пустой тратой времени... С приходом к власти нацистов семья Рипперов покинула Германию, долго обреталась в разных странах Европы. Эмиграция длилась до 1953 года. Получая гражданство ФРГ сын русской матери записал в новый паспорт: Иван Ребров.
А знаменитость пришла к Реброву в один день и... случайно. Из-за травмы ноги врачи на какое-то время отлучили его с подмостков Мюнхенского театра оперетты. В эту больничную паузу Ребров записал небольшой диск с песнями "Полюшко поле" и "12 разбойников". И вот еще одна случайность. Счастливая. Диск попал в руки редактора музыкальной программы французской радиостанции "Европа-1". Песни ушли в эфир. И сразу же в студию обрушился шквал телефонных звонков: "Кто пел?". Посыпались предложения продюсеров. Начался русский репертуар Ивана Реброва.
...Он неустанно ездит с триумфальными гастролями по миру. И слушатели Европы, Америки, Австралии восхищенно аплодируют русской песне, поразительному вокальному искусству Ивана Реброва. Из полусотни "золотых дисков" певца 36 посвящены русскому песенному фольклору. Среди них такие шедевры, как "Моя русская родина", "Моя Россия, как ты прекрасна". А недавно Ребров записал диск с новыми песнями "Перестройка, матушка" и "Гласность". Он стремится идти в ногу с родиной своего сердца.
Этот иностранец с русской душой не устает повторять: "Я боготворю русскую музыку, русскую культуру, русские традиции. Россия - моя духовная родина".
...Природа редко бывает так милостива к певцу, как к Реброву. Он одинаково виртуозен во всех жанрах вокального искусства - от классики до фольклорного.
Он прекрасный драматический артист, тонко вникающий в драматургию арии, песни, романса. И еще: голос его немыслимым образом вместил четыре с половиной октавы.
М. ИНОВЕЛИ. 5 мая 1989 г. пятница "Неожиданный ракурс" "Вечерняя Москва"
"Русская песня популярна во всем мире ..."
Нечасто природа одаряет людей таким голосом и такой работоспособностью. Певец дает в год около 300 концертов и, свободно владея четырьмя с половиной октавами, исполняет литургии, арии из опер и оперетт, романсы и народные песни. Голос его звучит в Америке, Европе, далекой Австралии. Репертуар чрезвычайно разнообразен, но наибольшим успехом пользуются повсюду его интерпретации русского песенного фольклора. 36 "золотых дисков", выпущенных в разных странах мира, отражают именно эту сторону творчества Ивана Реброва. В его личном архиве хранятся уникальные документы. Оригиналы писем Ленина, Горького и Римского-Корсакова Шаляпину. И все же в нашей стране его знают мало, в основном по редким привезенным пластинкам и магнитофонным записям.
Е. БОВКУН. соб. корр. "Известий". БОНН.
"ИЗВЕСТИЯ" № 359 от 23 декабря 1988 года
Прололжение