Редакция от 28.05.2019
Сновидящий (по Кастанеде) - то есть, объединивший в одно целое свой мир яви и свой мир сновидений - с точки зрения стороннего наблюдателя почти не меняется. Отличить его от обычных людей, «магглов» очень трудно. Да, иногда могут обнаружиться странности - сновидящий то ли умеет перемещаться с необъяснимо огромной скоростью, то ли вообще способен находиться в нескольких местах одновременно или даже менять прошлое. Но - что важно - это совсем не обязательные признаки.
Хорошая аналогия - трёхмерное тело в плоском двухмерном мире. Что круг, что шар в двухмерном мире «выглядят» одинаково; шар всё равно не поместится в/на плоскости, «плоскунам» будет доступен для изучения лишь его «срез». То есть, тот же круг. Но этот «круг» может обладать свойствами, «обычному», «настоящему» кругу недоступными: меняться в размерах, исчезать и появляться в других местах, восстанавливаться после повреждений («быть неуязвимым») и т.д. Но может и нет - если шар не меняет своего положения относительно плоскости и «плоскуны» видят всё время (или почти всё время) одно и то же его «сечение». Причём в этом последнем случае шар всё равно остаётся шаром, ни к какому своему «срезу» - то есть, кругу - он не сводится. «Просто вот сейчас это так.»
Если подумать, похожих примеров и ситуаций существует довольно много. Так, биологически человек мало отличается от животных - он «лысая обезьяна» с анатомией и физиологией высших приматов, только и всего. Обезьяна «не отличит» человека от иной обезьяны (пусть и другого вида), особенно если оставить человека голым в лесу. «С точки зрения зверей» биологический человек не обладает преимуществами, а наоборот, ущербен: слабый, лысый, с нежным желудком, плохими зубами и когтями. И нельзя ведь сказать, что эта оценка неверна - действительно лысый, действительно слабый, действительно с плохими зубами и т.д. Просто преимущества человека - то, что делает его человеком, отличает от обезьяны - они в другом. В том, что пониманию зверей недоступно.
Сосуд не может вместить больше своего объёма. «Плоскун» не может увидеть шара - и даже, скорее всего, осознать возможность его существования (впрочем, как знать; люди довольно успешно оперируют с многомерными пространствами и даже рисуют
четырёхмерные фигуры). «Плоскун» видит только круг - и это даже нельзя назвать ошибкой, особенно если поведение шара таково, что оный круг в мире «плоскунов» почти не отличается от других кругов. И лишь если шар начнёт двигаться поперёк плоскости, «плоскуны» сочтут соответсвующие эффекты чудом. Но если бы кто-то из «плоскунов» обрёл третье измерение, он бы всё понял - и уже не считал бы поведение «среза» шара на плоскости чем-то поразительным.
Скорее всего, сновидящие (а также другие маги, в кастанедовском смысле и не только) способны замечать, определять друг друга сразу - подобно тому, как трёхмерные существа, несомненно, способны отличать друг друга от двухмерных, а люди отличать друг друга от животных. Впрочем, не исключено, что и тут возможны ошибки или «разночтения»: какой-нибудь
повзрослевший среди зверей «маугли» может быть принят за зверя с достаточными основаниями. А со многими домашними питомцами у некоторых людей контакт лучше, чем с другими людьми.
Но, всё же, человеческий разум есть человеческий разум. Кошка может спасти жизнь своему хозяину - иногда даже ценой своей (известны случаи такого героического самопожертвования) - но дифференциальное уравнение она не решит, поэму не напишет и часы из деталей не соберёт. «Это просто другое.»
Возможно, все мы такие «кошки в мире людей». Видим, замечаем и понимаем только то, что позволяет нам уровень нашего развития - да и может ли быть иначе?
«Плоскуны» считают, что знают о кругах всё. Что круги не могут ни с того, ни с сего меняться в размерах, появляться из ниоткуда, исчезать в никуда, ну и т.д. И «невежественные двухмерцы», ограниченные рамками своей природы, действительно, правы - пока речь идёт именно что о кругах. Об обычных кругах на плоскости, а не о «сечениях» шаров.
Но кто знает, сколько «кругов» окажутся «шарами», ЕВПОЧЯ - стоит лишь выйти за пределы привычных «плоскунам» двух измерений и взглянуть на обыденную реальность с высоты?