О гигерах

Oct 15, 2022 10:45

Я ждал эту игру не семь лет, как некоторые, а всего два, с меня и взятки гладки.



Вот прямо даже и не знаю, что сказать. С одной стороны, поначалу, конечно, хтонически внушает. Кто любит Гигера - тут этого Гигера хоть жопным ганглием ешь, так его много. Все кругом нечеловеческое, жуткое, отвратное, противоестественное и наконец просто красивое. Анхумановское во всех смыслах этого слова. Огромные помещения, похожие одновременно на механизированный роддом из кошмаров, на фабрику, лабораторию и храм, лишенная смысла (в человеческом понимании) архитектура, давящая геометрия, нелепые и жуткие механизмы, вездесущий налет биомеханической скверны и запустения.

Жутко. Годно. Красиво. Вот только...



Довольно быстро начинаешь замечать, что под всей этой роскошной визуальной хтонью прячутся бесхитростные механики "найди кнопку, чтобы открыть дверь" и "нажми четыре рычага в правильном порядке, чтоб разблокировать кнопку". Да, кнопка может выглядеть как больной проказой лицехват, согрешивший с плюмбусом, а рычаги одолжили, по всей видимости, прямиком из гаража Кроненберга, но сути вещей это не меняет. Слишком отчетливо и явно под бутафорской надстройкой виден древний бесхитростный базис. Я не против древних базисов и старых, проверенных временем, игровых механик, если что, но от столь амбициозной игры, которая обещала всех кругом шокировать, удивить, потрясти и погрузить в экзистенциональную пучину, отчего-то ожидалось большего.



Жуткие пустые пространства и страшные аппараты нагоняют жути ровно до того момента, пока игрок не замечает - это не покинутый мертвый мир, по которому он, его выкидыш, слепо ползет в поисках невесть чего - это просто большие пустые локации, которые надо пройти в заданном порядке, разгадывая загадки и нажимая нужные кнопки. Здесь и пугаться-то нечего, если начистоту. Монстров нет (их подвезут только во вторую половину игры), нет ни каких-то пугающих триггеров, которые будут держать в тонусе, нагнетая жути, ни событий, которые должны хоть как-то погрузить нас во мрачную атмосферу. Здесь пусто. Совсем пусто. По сути, задачу запугивания игрока авторы целиком возложили на его же плечи - блуждая по огромным территориям, он вынужден самозапугиваться через разглядывание декораций и безудержную рефлексию. Нянчиться с ним никто не собирается, хочешь напугаться - напугай себя как-нибудь сам. Не знаешь, как? Придумай! Зрелый подход. Рука мастера.



С точки зрения головоломных механик ничего не скажу, не знаток. Меня они довольно быстро начали утомлять. Не потому, что слишком сложные, а потому что слишком неочевидные. Даже так - нарочито неочевидные. Когда в обычной игре встречаешь лифт, тебе не требуется читать пояснительные записки о нем, ты и так знаешь, что такое лифт, как он работает и чего он может. Лифт может подниматься или опускаться, для этого его надо или отремонтировать или запитать или убрать препятствие. То же самое с дверями, генераторами, рациями, компьютерами. А тут... Вот висит перед тобой на потолке фиолетовая хламидия, завлекающе улыбаясь анальным жомом, и что? Что она сделает, если найти пять нужных кнопок и ее активировать? Откроет дверь? Зафырчит и поднимет какую-нибудь перепонку? Зажжет красную лампочку вон на той стене? Родит еще какую-нибудь ктулху с пятью кнопками? Просто закочевряжится и задудонит? Никто не знает. Загадки здесь разгадываются не логически, а методом тыка и перебора - за неимением в этом мире человеческой логики и надлежащего понятийного аппарата.



Нет, Гигера тут много, в самом деле много, мое почтение. Даже как-то с перебором. Уже через час вам покажется, что ваш папа - Гигер, ваш дедушка - Гигер, а сами вы живете на улице имени Гигера и всю жизнь проработали на гигеровской фабрике по производству демисезонных плюшевых гигеров. Вот сколько тут Гигера! Но за всей этой роскошной гигеровщиной торчат битые молью уши Myst. Уши знакомые, правильной системы, но кроме ушей, как оказывается, тут ничего особо и нет. Некоторое время ты по инерции занимаешься разгадыванием всех этих слизе-загадок, прыще-головоломок и сопле-ребусов - во-первых, потому, что другого занятия здесь и нет, во-вторых, первые пару часов еще живет иллюзия, что уже вот-вот... Вот скукожим мы этот сфинктер, втянем ту соплю, понажимаем кнопки в правильном порядке - и наконец мелькнет за поворотом враг. Или авторы наградят нас за усердие порцией сюжета. Или, чем черт не шутит, декорации переменятся хоть немного... Но - нет. Следующий сфинктер уже кокетливо сигнализирует издалека, следующая сопля призывно манит, следующие кнопочки терпеливо ждут вашего участия.

Напугай себя сам, развлеки себя сам, придумай сюжет - тоже сам... Все чаще, бродя по этому жуткому, пустому, мертвому механоидному миру я вспоминал не Гигера с Кроненбергом, а старый анекдот про эстонцев в публичном доме - "Хорошо, мы справились. А кому деньги-то платить"?
В какой-то момент я сдался. Не потому, что мне было очень страшно или очень противно - мне было очень, очень скучно.

Простите нас, товарищ Гигер.

игры

Previous post Next post
Up