Марвин Антельман, Ликвидация Опиата. Том 1. Глава 12. Рождение Библейской Критики

Dec 19, 2020 02:45

Содержание
Саббатианская ешива Йонатана Эйбешуца в Праге
Антибиблейский проект Франкистов
Деятели Антибиблейского проекта

Саббатианская ешива Йонатана Эйбешуца в Праге
Первая еретическая крипто-саббатианская ешива Йонатана Эйбешуца находилась в Праге. Раввин Хагиз хотел было запретить приём студентов в ешиву Эйбешуца, но после ознакомления со студентами, богобоязненными молодыми евреями, которые стремились к изучению Торы и Талмуда, он отказался от запрета. На самом деле, студенты были тщательно отобраны, их рекомендовали двуликие наставники-саббатианцы. Они распространились по Восточной Европе, выдавая себя за учителей иудаизма, но сея ересь на деньги богатых саббатианцев. Они искали учеников, которым могли доверять, которые имели тягу к Каббале и склонность к интригам, а также тех, кого родители воспитывали как саббатианцев. Найдя подходящего кандидата, они тайно обучали его мистическим учениям саббатианства.

Саббатианская сеть поддерживалась сложной системой связи, состоящей из курьеров и эмиссаров, чьей постоянной работой было рассылать сообщения по всей Восточной Европе. Через эту сеть прошло много информации и секретных сообщений, некоторые из которых хранятся в архивах в Европе. Они попали в архивы, потому что время от времени различные правительства, следившие за деятельностью саббатианцев, перехватывали и конфисковывали их сообщения. [232] Интересное письмо, конфискованное у саббатианского пророка Иуды Лейба Просница (1690-1730), адресованное Йонатану Эйбешуцу, проливает свет на эту деятельность. [233] В начале письма Просниц осуждает раввина Хагиза, призывающего запретить семинарию Эйбешуца. Хагиз называл Просница "отвратительным Лейбом Просницем". Просниц пророчествовал, что Йонатан Эйбешутц станет следующим мессией после Шабтая Цви. [234]

Когда пражская ешива Эйбешуца развила свою деятельность в полной мере, её крипто-саббатианские птенцы начали обдумывать планы дискредитации раввината, системы ешив и еврейской общины города Праги. Главным раввином пражской общины в то время был выдающийся и святой человек, Давид Оппенгейм (1664-1736). У раввина Оппенгейма была своя ешива, куда приезжали студенты со всей Европы, чтобы заниматься углубленным изучением Талмуда. [235]

Примерно в 1720 году ученики Эйбешуца осквернили иешиву раввина Оппенгейма, напали на его студентов, причинив им серьезные телесные повреждения. Они ворвались в главный учебный зал ешивы и учинили там погром.

После этого инцидента ученики раввина Оппенгейма начали понимать истинную природу ешивы Эйбешуца. В последующие месяцы головорезы Эйбешуца бродили по улочкам Праги, выискивая и избивая учеников раввина Оппенгейма.

К этому времени ученики раввина Оппенгейма были охвачены яростью и желанием возмездия, и хотя подробности того, как они сопротивлялись, не сохранились, вполне возможно, что некоторые из учеников Эйбешутца были убиты, потому что 16 июня 1772 года король Карл VI Австрийский издал указ о прекращении вражды. [236] Я привожу эту информацию, потому что именно из этой среды вышел Карл Антон, звездный ученик ешивы Эйбешуца. После окончания ешивы Антон принял христианство. Он был франкистом и занимал должность профессора иврита в Хельмштедте. [237]

Антибиблейский проект Франкистов
Ученики Эйбешуца должны были сыграть определенную роль в революции. Задача Карла Антона заключалась в дискредитации Библии. Чтобы добиться этого наилучшим образом, он должен был выйти из иудаизма. Антон официально крестился, чтобы занять почетную профессорскую кафедру. Функции Антона были настолько деликатными и скандальными, что прилагались кропотливые усилия, чтобы скрыть его действия. Вот почему упоминания о его жизни нельзя найти ни в Энциклопедии Иудаика, ни в старой Еврейской энциклопедии.

Чтобы осуществить свою цель, Антон разработал план игры по дискредитации Библии, расчитаный на сто лет. План вступил в силу, как было запланировано. Но его реализация заняла период почти вдвое больший, поскольку Антон не мог предвидеть будущих неудач иллюминатов. План Антона был следующим:

1. Создать закрытый круг интеллектуалов, основной целью которых было бы уничтожение Библии.

2. Эти интеллектуалы должны быть в основном академиками и должны занимать кафедры в ведущих университетах, их работу будут дополнять другие интеллектуалы.

3. Эта интеллектуальная группа должна занять позиции, которые позволят ей контролировать распространение важной информации по изучению Библии. Они должны занять авторитетные должности в научных изданиях, посвященных изучению Библии, включая библиотеки и архивы.

4. Все группы иллюминатов, франкистов и революционеров будущих поколений должны сотрудничать в целях карьерного роста "Группы по разрушению Библии" (ГРБ) и оказывать им необходимое для их продвижения содействие.

5. ГРБ должна самовоспроизводиться. Каждый член группы должен найти себе замену.

6. Все средства массовой информации, имеющиеся в распоряжении революционеров, должны пропагандировать работы членов ГРБ.

7. Людей, которые проявляют интерес к реализации Антибиблейского проекта, но не являются членами ГРБ, следует поощрять без их ведома и продвигать на важные должности.

8. Со временем ГРБ должна обрести достаточно сильные позиции, чтобы уничтожить любого академика или интеллектуала, не согласного с их идеями.

Затем Карл Антон приступил к выполнению своего плана. Его план увенчался успехом в следующих событиях и, по сути, продолжается до сих пор:

• Франкист Моисей Добрушка, ныне Шенфельд, был назначен директором архивов Венской библиотеки В 1782 году. [238]

• Якобинец Залкинд-Гурвиц (1740-1812) был назначен секретарем и переводчиком восточных языков в Королевской библиотеке в Париже в 1789 году. [239]

• Фердинанд Хитциг (1807-1875), потомок берлинских банкиров Итциг, сделал карьеру библеиста. [240]

• Французский врач Жан Астрюк (1685-1766), служивший в 1789 году при дворе короля Польши Августа II, установил контакт с саббатианцами. В 1753 году появилась первая библейская работа Астрюка, через год после того, как Карл Антон написал оправдание в защиту Джонатана Эйбешутца. Астрюк постулировал то, что известно как первая "Документальная гипотеза", а именно, что Пятикнижие является компиляцией отдельных документов, написанных с разницей в столетия. [241]

• Университеты Йены и Геттингена в Германии стали центрами антибиблейской риторики.

Карл Антон, не колеблясь, перешел религиозные границы, когда в 1750-х годах Йонатан Эйбешуэц вновь подвергся нападкам со стороны Якова Эмдена за еретическое саббатианство. В 1752 году он написал текст в защиту Эйбешутца.

Доктор Моше Перлмуттер, ученик Гершома Шолема, утверждает, что, когда Карл Антон писал защиту для Эйбешутца, тот снабжал его текстовым материалом. В своей защите Антон яростно атаковал иудаизм и раввинов, обвинив их в том, что они применяют золотое правило: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Левит 19:18) только по отношению к евреям, но не к христианам, как это делает раввин Йонатан Эйбешутц. [242]

Для отвода подозрений, Йонатан Эйбешутц нападал на саббатианцев. Но порой он себя разоблачал. Когда Эйбешутц был раввином в Праге, он публично объявил о запрете отлучения саббатианцев, а когда его студенты разгромили ешиву Оппенгейма, он "прикинулся дурачком". Эйбешутц, якобы, не мог понять, почему его хорошие студенты нападают на учеников раввина Оппенгейма.

Деятели Антибиблейского проекта
К числу наиболее известных и опасных библейских критиков можно отнести Иоганна Давида Михаэлиса (1717-91). [243] Михаэлис был активным писателем, богословом и востоковедом. Его основной издательской деятельностью была работа редактора "Библейского журнала толкований". Он очернял евреев. [244] Первоначально Михаэлис писал хорошие рецензии для Мендельсона, [245] но впоследствии активно с ним спорил. Возможно, его споры с Мендельсоном носили отвлекающий характер, чтобы оправдать Мендельсона и прославить его как великого выразителя еврейской эмансипации. Несмотря на то, что Михаэлис прославился публичными замечаниями антисемитского характера, Мендельсон и Михаэлис выступали союзниками, когда дело касалось критики Библии. [246]

Вот пример спора между Мендельсоном и Михаэлисом по поводу порочности евреев. Михаэлис пытался статистически доказать, что евреи в 25 раз более порочны, чем немцы, потому что они в 25 раз более склонны к воровству. Ответ Мендельсона излагает Альтманн:

"Для оценки порочности нации нужно принимать во внимание не только воров, но и убийц, разбойников, поджигателей, прелюбодеев, блудниц, детоубийц и т.д. Даже если ограничиться только ворами и торговцами краденого, то статистический метод Михаэлиса всё равно не является правильным. Число евреев в этой категории нужно сравнивать не с общей численностью населения, а с немцами той же категории. Тогда сравнение покажет, что преступников среди немцев в 25 раз больше, чем евреев." Мендельсон затем добавил: "Кроме того, еврей прибегает к такому образу жизни по необходимости. В то время как нееврей имеет шанс сделать карьеру в административной, политической и военной областях, выбор еврея ограничен мелкой торговлей". [247]

Михаэлис написал несколько работ, посвященных библейской критике, например, его книга "Новый Завет" вышла в 1750 году. Михаэлис также предложил королю Дании провести археологические раскопки на Ближнем Востоке. Это одно из самых ранних упоминаний о библейских раскопках. Прискорбно, что некоторые из великих археологических открытий 19 века были интерпретированы и освещены в средствах массовой информации с точки зрения опровержения Библии.

После смерти Мендельсона некий Иуда Бен Зеев (1764-1811) [248] приехал в Берлин в 1787 году и добился сомнительного звания "первого еврейского ученого, применившего западные исследовательские методы к изучению иврита". Ереси Бен Зеева достигли его родного города Крак, и когда он вернулся туда, раввины заставили его уехать. В итоге Бен Зеев поселился в Вене.

Другим известным лидером библейской критики был Дж. Г. Эйххорн (1752-1827). [249] Он председательствовал в качестве профессора востоковедения в Йенском университете (1775-87). Интересно отметить, что Карл Маркс (1818-83) получил степень доктора философии в том же университете. В 1788 году Эйххорн поступил на работу на философский факультет Геттингенского университета, где оставался до самой смерти. Утверждается, что Эйххорн оказал влияние на Моисея Мендельсона. [250]

Следующим после Эйххорна критиком Библии был Вильгельм де Ветте (1780-1849). Докторская диссертация де Ветте в Йенском университете называлась "Рассуждение о Второзаконии" (1805). Идеи "Рассуждения" позднее были подхвачены другим библейским критиком Юлиусом Велльгаузеном. Главный тезис де Ветте заключался в том, что книга Второзаконие была написана во времена царя Иосии. Если бы этот тезис получил должное критическое освещение в СМИ, то он был бы сочтён абсурдным. Следует помнить, что иллюминаты и якобинцы использовали любые средства для подрыва авторитета Библии. Позднее ученики иллюминатов использовали для этой цели дарвиновское "Происхождение видов", несмотря на то, что что сам Дарвин верил, что человек создан Богом. К счастью, современная наука дискредитировала большинство из доктрин дарвинистов.

Де Ветте упустил из виду основные факты, известные любому знакомому со стилем и содержанием Библии. Примечательно то, что в Библии говорится, что рукопись Торы была найдена первосвященником Шилкияху во времена царя Иосии (2 Царств 22:3). Если Библия говорит, что рукопись была найдена первосвященником, то это не означает, рукопись была написана первосвященником. [251] В Писании далее говорится, что рукопись была передана писарю Шафану, для чтения [определения подлинности], который, в свою очередь, принес её царю. Это повествование проливает свет на функцию царского писаря. Писари были хранителями Торы, они знали Тору наизусть и сохранили то, что известно как Массоретский текст. Примечательно, что Библия говорит нам, что дедом писаря Шафана был писарь Мешуллам. Эта информация важна для понимания повествования и объясняет, почему Шафан был компетентен выносить суждение о подлинности найденной рукописи.

Правлению царя Иосии предшествовал хаотический период его деда, царя Менаше, гонителя верующих, который сжигал рукописи Торы. [252] Шафан происходил из династии писарей, которая боролась за сохранение рукописей Торы. Критики Библии не понимают важность происхождения семей священников и их функций. Например, Шемайя бен Нафанаил вёл записи о семьях священников для царя Давида (1 Писания 24:6), при каждом царе велись такие записи (2 Писания 26:11). Потомки Шафана продолжали традицию писарей. Когда сын Иосии Йехояким правил Иудеей, сын Шафана Гемария служил писарем. Однажды ученик Иеремии, Варух бен Нирия, произнес пророческую весть:

"В это время Варух читал в храме Господа свиток всем людям, которые были там. Варух читал в комнате Гемарии, находясь в верхнем дворе, расположенном у входа в Новые ворота. Всё, что читал Варух, слышал Михей, сын Гемарии, который был сыном Шафана. Михей пошёл в комнату писарей царского дворца, где сидели все правители: писарь Елишама, Делаия, сын Шемаии, Елнафан, сын Ахбора, Гемария, сын Шафана, Седекия, сын Ханании, и другие царские правители." (Иеремия 36, 10:12)

Елишама и его помощники были названы в честь их предков-писарей, которые жили в дни царя Иософата (867-846 г. до н.э.), и они "учили в Иудее, имея при себе книгу Божьей Торы (2 Писан. 17:9)". Эта династия писарей произвела на свет священника Ездру, который воскресил Тору, был потомком Мешулама (Ездра, 7:2) и происходил из рода первосвященника Аарона. [253]

Если бы Вильгельм де Ветте был моим студентом, я бы поставил ему неудовлетворительную оценку. С одной стороны, его тезис основан на предположении, что книга "Царств 2" точна, а с другой, противоречит этому предположению. Если он считает повествование главы 22 книги "Царств 2" достоверным, то ему пришлось также признать достоверность главы 14 книги "Царств 2". Глава 14 рассказывает об инциденте, произошедшем за несколько поколений до рождения Иосии, когда царь Иудеи Амасия, убил заговорщиков, свергнувших его отца, но пощадил их детей, потому что

"Как написано в Торе Моисея, отцы не должны быть убиты ни за детей своих, ни за детей своих отцов, но каждый погибнет за свой грех (Цари II, 14. 6)".

Стих, упомянутый в книге Царств 2, появляется в Торе во Второзаконии, где говорится:
"Отцы не должны быть наказаны смертью за детей, и дети не должны быть наказаны смертью за отцов; каждый должен быть наказан смертью за своё преступление." (Втор. 24:16)

Если, согласно де Ветте, книга Второзаконие была составлена во времена царя Иосии, то как могло случиться, что стих, на который ссылается Второзаконие, появился за несколько поколений до того, как родился Иосия? Есть и другие аналогичные стихи из Второзакония, которые хронологически предшествуют правлению Иосии (Иисус Навин 8:31; 23:6 и 3 Царств 2:3).

Де Ветте поступил на богословский факультет в Берлине, но даже секулярные учёные не могли смириться с его взглядами, и в 1819 году он был уволен за "либеральные взгляды". [254] В 1822 году, после непродолжительного пребывания в Веймаре, он был назначен профессором древностей и теологии в Базельском университете.

После де Ветте, в библейской критике 19 века доминировал Юлиус Велльгаузен (1844-1918), лютеранин, профессор востоковедения в Галле в 1882-85 гг., профессор богословия в Грифсволде, а с 1892 года в Геттингене. Вельхаузен стал известен благодаря Документальной гипотезе (гипотеза Графа-Велльгаузена), которая приписывается авторство Пятикнижия четырём авторам: J, E, P и D. Гипотеза заимствована из тезиса де Ветте. Документальная гипотеза не была научно доказана; напротив, она была многократно дискредитирована компетентными исследователями Библии. Несмотря на это, гипотеза всё ещё держится на плаву, потому что радикалы решили, что её следует считать обоснованной. [255]

Мориц Штайншнайдер (1816-1907) родился в городе Просниц в Моравии, в семье саббатианцев. Его отец Яков (1782-1856) был активным членом пражского кружка саббатианцев. Мориц был способным учеником саббатианского пророка Иуды Лейба Просница. Штейншнайдер посещал христианскую школу, а также ешиву и получил сан раввина. Он считался одним из пионеров так называемой "еврейской науки", которую развивал Авраам Гейгер. В 1833 году Штейншнайдер переехал в Праги, центр саббатианства. Он занимался библейской критикой и много времени уделял еврейской библиографии. Среди его близких учеников были Соломон Шехтер и Иуда Магнез, о которых мы подробно поговорим во втором томе. От Гершома Шолема мы узнаем, что Штейншнейдер посвятил 70 лет исследованиям еврейской библиографии, литературы и культуры.

Готтхольд Вейль, один из последних учеников Штейншнейдера, посетил престарелого учителя в конце его жизни. Вейль, вдохновленный Лигой еврейских студентов, рассказал об идее еврейского "Возрождения и реконструкции иудаизма как живого существа", но Штейншнайдер посчитал это чепухой. Указывая на свой книжный шкаф, он сказал: "У нас осталось только одна задача - дать останкам иудаизма достойное захоронение". [256]

Штайншнайдер был студенческим активистом, он основал в Праге тайное общество под названием "Единство", просуществовавшее с 1836 по 1842 год. Общество позиционировало себя как сионистское, которое будет заниматься доставкой евреев из Австрии в Святую землю. Однако австрийская полиция выяснила другое. Полиция пришла к выводу, что "Единство" была тайным обществом с деструктивными и реформистскими тенденциями, и что его основатель Штайншнайдер был опасным человеком. Из-за этого Меттерних лично осведомлялся у берлинской полиции, кто выгородил группу.

Доверие к Штайншнайдеру как к сионисту, похоже, утрачено. Более того, от Шолема и других авторов известно, что он был настолько яростным антисионистом, что заявлял, что сионизм опаснее антисемитизма.

В 1847 году Штайншнайдер подал заявку на должность директора школы имени Израиля Якобсона, названной в честь её бундовского основателя, но ему было отказано. 8 марта 1848 года Штейншнайдер строил баррикады на улицах Берлина, помогая коммунистической революции 1848 года.

Однажды Штейншнайдер совершил непростительный грех, который коммунистическое, реформистское и консервативное духовенство ему не простило. При выполнении их заданий важно было скрывать от истории следы определенных взаимоотношений. Штейншнайдер однажды нарушил эту систему безопасности, что привело к разрыву его сорокалетней дружбы с доктором Мейером Кайзерлингом, который написал наиболее полную биографию Мендельсона ещё до книги Альтмана "Мендельсон". Кайзерлинг опубликовал биографию, восхваляющую Людвига Филиппсона (1811-89), основателя первого еврейского еженедельника на немецком языке и автора немецкого перевода Библии. Филипсон был политическим активистом Бунда, симпатизировавшим Реформистскому движению, и инициатором открытия берлинской семинарии Гейгера в 1872 году. [257] Штейншнайдер совершил оплошность, заявив, что Кайзерлинг был зятем Филипсона.

Штейншнайдер, через своих учеников, подобных Шехтеру, увековечил традицию библейской критики, начатую Антоном. Это относится ко всем участникам библейского заговора. Например, Макс Лиллиенталь разыскал Даниэля Хвольсона (1819-1911) в Риге, когда тот выполнял грязную работу Бунда. [258] Лиллиенталь направил его к Аврааму Гейгеру, потому что Хвольсон имел раввинское образование. Гейгер обучил Хвольсона и инициировал его для дальнейшей работы в области библейской критики. Для выполнения своей миссии, Хвольсон, подобно Карлу Антону, должен был принять христианство, чтобы получить должность профессора. В 1855 году Хвольсон принял православие и получил должность профессора, став председателем отдела востоковедения в университете в Санкт Петербурга. Хвольсон должен был продолжить свою работу в области библейского богохульства. Однако, что-то пошло не так, Хвольсон взбунтовался против заговора и покинул Еврейское просветительское общество Санкт Петербурга. Хвольсон стал защитником раввинского иудаизма от реформистов, а евреев России - от кровавых наветов, он использовал свою университетскую должность для защиты ешив и религиозных публикаций.

Интересное исследование контрастов между приверженцем библейской критики, которому внушили политическую идеологию, и тем, кого привлекало исследование иудаизма и кто принимал богохульства библейских критиков, потому что был логически убежден в их достоинствах, даёт изучение биографии Эфраима Шпейзера (1902-65) и Йехезкиеля Кауфманна (1889-1963).

Эфраим Шпейзер родился в Галиции и переехал в США в 1920 году. Кауфманн родился в Польше и, будучи настроен сионистски, в 1928 году поселился в Израиле. Шпейзер входил в состав редакционного комитета проекта "Якорная Библия", а в 1964 году, в рамках проекта, он выпустил издание книги Бытия. Она полна богохульств, как и остальные части "Якорной Библии". Шпейзер ссылается на "Документальную гипотезу" Велльгаузена, поместив заглавные буквы четырёх авторов (J, E, P и D) в скобки после библейских стихов.

Примечание. Якорная Библия - книжная серия, включающая комментарии к Библии, словари и справочную литературу, начатая в 1956 году. В проекте приняло участие более 1000 ученых, представляющих еврейские, католические, православные, протестантские, мусульманские и светские традиции.

Кауфман, соглашаясь с гипотезой Веллхаузена, написал свой монументальный восьмитомный трактат на иврите, озаглавленный "Учение веры Израиля", семь томов которого переведены на английский в 1960 году под названием "Религия Израиля". Кауфман оригинален. В отличие от других критиков, которые утверждали, что иудаизм и Библия произошли от язычества, он старался показать, что иудаизм не является развитием язычества, а имеет совершенно новое начало. Кауфман пишет строго против греческого секуляризма и подчеркивает важность еврейской религии. Но, к сожалению, он все ещё находится в ловушке библейских критиков и указывает на противоречия в Торе, которые любой ученый-талмудист может легко опровергнуть.

Консервативное движение опиралось на работы таких библейских критиков, как Спайсер, Кауфман и Штайншнейдер. Видный представитель Консервативного движения Соломон Шехтер, пытаясь заручиться благосклонностью религиозных евреев, называл работы Велльгаузена и немецких библейских критиков не "высшей библейской критикой", а "высшим антисемитизмом". Тем не менее Шехтер соглашался с идеей этих критиков, что не Бог написал Тору.

"Документальная гипотеза" Жана Астрюка и Графа-Велльгаузена (которая приписывается авторство Пятикнижия четырём авторам: J, E, P и D) была успешно опровергнута следующими великими ориенталистами - библеистами, написавшими классические произведения:

Джеймс Робертсон (1714-1795), "Ранняя религия Израиля";
Джеймс Орр (1844-1913), "Проблема Ветхого Завета";
Уильям Лэнг Бакстер (1841-1937), "Святилище и жертвоприношение";
Гарольд Маркус Вайнер (1847-1929), "Очерки критики Пятикнижия";
Д. Хоффман (1843-1921), "Наиболее важные примеры против гипотезы Велльгаузена";
Элиу Шац, "Доказательства точности Библии".

В дополнение к этим книгам, против "Документальной гипотезы" выступал британский востоковед Арчибальд Сей (1845-1933). Тем не менее факультеты, занимающиеся библейской литературой и востоковедением, предпочли игнорировать работы этих людей, и поэтому накопившиеся богохульства в отношении целостности Библии продолжают поддерживаться.

К Оглавлению

Литература к Главе 12:
232. For example, Permutter's JEYS uses some of this material.
233. Encyclopedia Judaica (1972). 13, p. 1241.
234. Rabbi Jacob Emden, Bet Yonotan Hasofer, Aftona (1762) ; also his Shevirat Luchot Haeven, Zocken (1755).
235. Encyclopedia Judaica (1972), 12, p. 1421.
236. Ibid.
237. M&M.
238. Jewish Encyclopedia, Funk and IPagnell, (1906): "Moses Dobrushka".
239. Jewish Encyclopedia, Funk and IPagnell, (1906): "Zalkind Hourwitz"; Encyclopedia Judaica (1972), 8, p. 1047.
240. Jewish Encyclopedia, Funk and IPagnell, (1906), Itzig.
241. Encyclopedia Judaica (1972), 3, p. 809.
242. Carl Anton, Kurze Nachricht von dem Falschen Messias, Sabbathai Zebi, Wolfenbuttel (1752). See also JEYS, p. 167.
243. Encyclopedia Judaica (1972): "J. D. Michaelis".
244. Alexander Altmann, Moses Mendelssohn: A Biographical Study (1973), p. 24.
245. Alexander Altmann, Moses Mendelssohn: A Biographical Study (1973). p. 241.
246. Alexander Altmann, Moses Mendelssohn: A Biographical Study (1973), p. 244.
247. Alexander Altmann, Moses Mendelssohn: A Biographical Study (1973), 467.
248. Encyclopedia Judaica (1972), 4. p. 573.
249. Encyclopedia Judaica (1972), 6, p. 517.
250. Ibid.
251. Eisenstein, J. D. Commentary on the Torah, p. 315.
252. Sanhedrin, 103b.
253. For a comprehensive explanation of the Priestly class, see Jacob Lever's Prakim B'toldot Hakehuna V'ha Leviya, Magnes Press, Jerusalem (1968), which deals with Priestly and Levitical families listed in Books of Chronicles, Ezra and Nehemiah.
254. Encyclopedia Judaica (1972), De Wette. Wilhelm.
255. For a complete, up-to-date refutation of Graf-Wellhausen, see The Proofs of the Accuracy of the Bible by E. Schatz, Jonathan David (1973).
256. Gershom Scholem, The Messianic idea in Judaism (1971), p. 307. For a comprehensive description of Steinschneider's life the reader is referred to Essays on Jewish Biography by Alexander Marx, Jewish Publication Society of America (1947).
257. Alexander Marx, Essays on Jewish Biography, pp. 113,123,131,174.
258. The Golden Tradition, p. 335.
259. Writings of Washington (September 1798), p. 452.
Previous post Next post
Up