Саббатианство как cетевая cтруктура

Apr 03, 2021 19:51

О саббатианстве слышали немногие, ещё меньше знают о влиянии этой секты на историю через такие идеологии, движения и организации, как Хаскала (просвещение), Союз справедливых, Марксизм, Социнтерн, Светский сионизм, Бней-Брит, Реформистский иудаизм, Младотурки, Фрейдизм и Франкфуртская школа. Начнём с исторического эскиза этого явления.




САББАТИАНСТВО
Саббатианство - это не "направление иудаизма", как пытается убедить иллюминатская Википедия. [1] Саббатианство - это еретическое, гностическое учение, зародившееся в еврейской среде в середине 17 века. Это учение не просто отрицает основы иудаизма, но превратило нарушение законов Торы в свои заповеди. В этом плане саббатианство выступает к анти иудаизм.

Гностический харрактер саббатианства проявляется
• в дуализме - расщеплении единого Бога на Первопричину и Творца; [23]
• в инверсивном отношении к добру и злу;
• в разделении общества на духовные касты. [23]

Суть саббатианства состоит в следующем: пришествие Мессии означает наступление "нового мира", освобождённого от зла. В "новом мире" заповеди и запреты Торы должны быть отменены, как законы ушедшего в прошлое мира зла. [22]

Саббатианский закон "нового мира" свёлся к банальной отмене запретов Торы и к выворачиванию на изнанку её заповедей. Практика нарушения сексуальных запретов оформилась в оргиастические ритуалы, которые практиковались в саббатианских сектах вплоть до начала 20 века. [4-6]

Адепт саббатианского учения Зигмунд Фрейд пытался "научно" легализовать саббатианские ритуалы, включающие оргии и инцест. [7,13] Философы Франкфуртской школы, объединившие фрейдизм с марксизмом, [8] воплощали саббатианские ритуалы в пропаганде раннего полового воспитания [9] и сексуальной революции [10], реализуя саббатианскую мечту о революции в религии и морали. [24]

Началом саббатианства считается 1665 год, когда раввин - кабалист Шабтай Цви объявил себя Мессией. [11] Название "саббатианство" происходит от имени Саббатай - турецкой версии еврейского имени Шабтай (Сатурн).

Возникновению саббатианства способствовали объективные причины, среди них:

• Милленаризм - идеи о наступлении мессианского времени, распространенные в Европе 17 в., которые включали идею искупления евреев и их возвращения в Святую землю. Апокалиптический год был определен христианскими авторами как 1666; [11]
• Каббалистические расчёты на основе книги Зоар, согласно которым 1648 год должен был стать годом искупления и прихода Мессии; [11]
• Мессианские настроения среди евреев, подготовленные книгами великого кабалиста Ицхака Лурии (1534-72), наиболее известная из которых "Древо жизни"; [14]
• Апокалиптические настроения в еврейской среде, начавшиеся после изгнания из Испании (1492) и Португалии (1497), усиленные Нидерландской революцией (1572-1648), Тридцатилетней войной (1618-48) и еврейской резнёй во время Восстания Хмельницкого (1648-57). [11]

Примечание: согласно еврейской эсхатологии, время перед приходом Мессии характеризуется бедами и катаклизмами, и называется "муками рождения Мессии".

Основную роль в появлении и развитии саббатианства сыграли:
• Шабтай Цви - саббатианский мессия; [11]
• Натан из Газы - саббатианский пророк и теолог; [15]
• Бывшие марраны - вернувшиеся в иудаизм потомки марранов - евреев Испании и Португалии, принявших христианство в конце 15 века. [16] Общины бывших марранов стали благодатной средой для распространения саббатианской ереси.

ШАБТАЙ ЦВИ
Шабтай Цви (1626-76) родился в Османском городе Смирна (Измир). Наряду со стандартным еврейским образованием он изучал мистицизм и каббалу. Особенно привлекала его практическая каббала, с помощью которой её последователи утверждали, что могут общаться с Богом и ангелами, предсказывать будущее и совершать всевозможные чудеса. [11]

Примечание: есть два вида каббалы 1) "созерцательная", изучающая рождение и развитие творения и 2) "практическая", решающая конкретные задачи, например, излечение от болезней, изгнание злых духов и т.п. Поскольку практическая каббала связана с принуждением ангелов и духов, занятие ею опасно для людей, далёких от святости, наказанием может стать потеря душевного здоровья.

Начиная с 16 лет, в характере Шабтая стали проявляться черты, которые в психиатрии называются маниакально-депрессивным психозом, а в народе - "одержимостью демонами". Периоды глубокой депрессии сменялись спазмами экзальтации, разделенными промежутками нормальности. В периоды озарения он чувствовал побуждение совершать богохульные поступки. В периоды меланхолии он удалялся в одиночество, чтобы бороться с демонами, которые подавляли его. [14] В нормальном состоянии он сожалел о своих странных поступках, ибо переставал понимать их причину. [17] Позже последователи Шабтая описывали его экзальтацию как "озарение", а депрессию как "сокрытие лица" (когда Бог скрывал от него своё лицо).

В родном городе Шабтай считался отчасти сумасшедшим, отчасти глупцом. Его акты богохульства и заявления о том, что он Мессия, в конце концов вынудили раввинов наложить на него "херем" (отлучение) и изгнать из Смирны (1654). В 1658 году Шабтай был изгнан из Салоник за совершение брачной церемонии, в которой его невестой выступала Библия. В 1659 году, после того как он объявил отмену всех заповедей и произнёс богохульное благословение, его изгнали из Константинополя. [14]

Гершом Шолем дал следующий портрет Шабтая Цви: "Его личный магнетизм исходил от него лишь в моменты экзальтации. Его интеллектуальные способности, хотя и были развиты, не выходили за пределы заурядного. Он не оставил после себя сочинений. Как кабалист и ученый он не возвышался над уровнем посредственности. Его самобытная сущность проявлялась в специфической мании, заключавшейся в совершении поступков антиномического характера, которые в состоянии экзальтации он расценивал как сакраментальные действа. Это его особенность, и в этом состоял особый вклад, внесенный им в саббатианское движение, в котором он играл довольно пассивную роль." [17]

НАТАН ИЗ ГАЗЫ
В 1665 году до Шабтая дошла молва, что в городе Газа живёт Божий человек по имени Натан, который является воплощением пророка Илии и даёт каждому формулу духовного исправления. Натан обладал пророческим даром и предсказывал начало мессианского века в 1666 году. [17]

Шабтай прибыл в Газу в надежде обрести мир для своей души. Но вместо исцеления Натан поведал ему о пророческом видении, в котором видел Шабтая Цви в образе Мессии, после чего стал убеждать своего пациента в его мессианском предназначении.

Спустя месяц, когда у Шабтая наступил очередной период озарения, уверенный в себе и в пророчестве Натана, он провозгласил себя Мессией, чем привёл в возбуждение общину Газы. В течение нескольких недель он величественно разъезжал верхом на ослице, собрал группу последователей и назначил апостолов. [14]

Не найдя понимания в Иерусалиме Шабтай отправился в Смирну. По пути он был с восторгом встречен в Алеппо. В Смирне ему было оказано величайшее почтение. Он вновь публично провозгласил себя Мессией во время еврейского Нового года в 1665 году; его заявление было сделано в синагоге под звуки рогов и криков: "Да здравствует наш Царь, наш Мессия!"

Письма идеологов саббатианства, подкрепленные рассказами очевидцев, смешанные с легендами о пророчествах, подтверждающих роль Шабтая Цви, распространялись по Европе. Измученное войнами, эпидемиями и погромами еврейство Европы восприняло весть о Мессии с упованием и надеждой. Даже те, кто проявлял скептицизм, изменили своё отношение. Весть о еврейском Мессии с интересом восприняли и многие христиане, так как с приближающимся 1666 годом христианский мир связывал апокалипсические чаяния. Паломники и посланцы разных еврейских общин посещали Смирну и, возвратившись домой, становились пропагандистами мессианской роли Шабтая Цви. Ожидание чудес, которыми должно было сопровождаться пришествие Мессии, быстро достигло исключительной напряженности. Многие евреи готовились к переселению в Святую землю, в грядущее царство Мессии, продавали свое имущество и собирали припасы в дорогу. [18]

До встречи с Натаном из Газы Шабтая никто не воспринимал всерьёз. Если бы не эта встреча, Шабтай остался бы одним из многих неизвестных энтузиастов своего поколения, которые лелеяли смутные надежды на мессианское призвание, не привлекая, однако, к себе ничьего внимания. Натан обладал качествами, отсутствовавшими у Шабтая: неутомимой энергией, самобытностью теологической мысли, литературной производительностью и писательским талантом. Он провозгласил приход Мессии и проложил ему путь.

Натан поднял нелепые поступки Шабтая на уровень "священных действий", объявив их проявлением нового "исправленного мира". Мании и депрессии Шабтая он интерпретировал в духе каббалы: "Душа Мессии отличается от душ простых людей. Мессия не находится под властью законов Библии. Он не может быть измерен общими понятиями добра и зла и должен действовать в соответствии с собственным законом, который станет законом нового мира". [14] Изначально суть саббатианства была обусловлена необходимостью мистической интерпретации странных и парадоксальных черт в характере и образе действий Шабтая Цви.

Был ли Натан из Газы искренним, когда убеждал душевно больного человека в его мессианском предназначении, или же им двигали другие мотивы, - это тема отдельного исследования.

ОТСТУПНИЧЕСТВО ШАБТАЯ ЦВИ
В конце 1665 г. Шабтай с последователями отплыл в Константинополь, чтобы убедить султана восстановить Израильское царство, в котором намеревался править. Основой для этих ожиданий служили пророчества Натана о бескровной победе Мессии, чей путь будет устлан Божьими чудесами. [18] Натан также предсказал, что, оказавшись в Константинополе, Шабтай возложит султанскую корону на свою голову.

У берегов Константинополя Шабтай был арестован по приказу великого визиря и препровождён в тюрьму. Заключение не обескуражило Шабтая и его последователей. Сказочные слухи о чудесных деяниях "мессии" в турецкой столице распространялись Натаном и бывшими марранами из окружения Шабтая. Мессианские ожидания в еврейских общинах продолжали расти.

15 сентября 1666 года над Шабтаем состоялся суд. Великий визирь предложил ему два варианта:
1. Пройти испытание, которое докажет его божественность. Группа лучников выпустит в него залп стрел. Если лучники промахнутся, его божественность будет доказана;
2. Принять ислам.

На следующий день Шабтай предстал перед султаном, сбросил с себя еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан. Так совершилось его обращение в ислам. Султан был очень доволен, он наградил Шабтая титулом Эфенди и назначил своим привратником с щедрым жалованьем. Последователи Шабтая также приняли ислам. Эти новые мусульмане впоследствии стали известны как дёнме (новообращенные). К 19-му веку дёнме заняли видное место в экономике и политике Османской империи. Некоторые вступили в "Комитет единения и прогресса", революционную партию, известную как Младотурки. [11,19]

БЫВШИЕ МАРРАНЫ
Поддержка мессианства Шабтая Цви была особенно сильна в общинах бывших марранов в Амстердаме, Гамбурге и Салониках. [14] Бывшие марраны составляли большинство в окружении Шабтая. [11] После отступничества Шабтая, когда разочарованные евреи поняли, что стали жертвами лжемессии, именно бывшие марраны сохранили веру в него, утверждая, что его обращение в ислам было частью мессианского плана.

Верность бывших марранов лжемессии объясняется их особой психологией, сформированной двойным отступничеством. Принятие христианства марранами Испании и Португалии не было искренним, так как диктовалось желанием сохранить имущество и социальный статус. Часто марраны и их потомки втайне продолжали исповедовать иудаизм, что вызывало подозрения и преследования инквизиции. [20] Поколения марранов, тайно практиковавших иудаизм под личиной католицизма, выработали психологию скрытности и двуличия.

После возвращения в иудаизм марраны сохранили христианские влияния, создав систему верований, которая опиралась на католические интерпретации Библии, особенно в отношении прихода Мессии. Противоречивое сочетание ненависти к инквизиции и католического отвращения к Талмуду привело марранов к ненависти к раввинскому истеблишменту. Эта ненависть вместе с решимостью оправдать отступничество своих предков породила среди марранов веру в то, что Мессия будет отступником. [21]

"То, что мессия неизбежно должен был пережить трагедию отступничества, было доктриной, идеально отвечавшей потребности марранов смягчить муки совести. Идея мессии - отступника могла быть представлена как религиозное прославление того самого акта, совершение которого продолжало мучить их совесть." [17]

Благодаря бывшим марранам саббатианство не только выжило, но и превратилось в еретическую секту. Саббатианство несёт в себе черты психологии маранов - двуличие, скрытность и гибкую мораль. По словам Гершома Шолема: "Психология радикального саббатианства была совершенно марранской." [5] Согласно Мэтту Голдишу: "Группой, которая внесла наибольший вклад в развитие подрывного характера саббатианства, были конверсо - потомки марранов." [21]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Саббатианцы почти всегда выбирали тайную форму существования. Они выработали особую лексику, скрывающую саббатианские смыслы за обычными словами. Религиозная конфессия считается в саббатианстве лишь оболочкой, скрывающей истинную веру. Поэтому смена религии не была проблемой для саббатианцев,

• часть из них ушли в ислам, как турецкие дёнме (1683),
• часть - приняли католицизм, как франкисты в Польше (1759),
• некоторые остались в иудаизме, подобно Йонатану Эйбеншюцу (1690-1764),
• другие изобрели "реформированный иудаизм" как способ эвтаназии иудаизма с помощью либеральных реформ (нач. 19 в.),
• "атеисты" влились в революционные организации, подобные Союзу справедливых (1836) и Социнтерну (1864). [4]

Принадлежность к разным конфессиям не мешала саббатианцам поддерживать связи и решать общие проблемы, вот что пишет об этом Гершом Шолем:

"Обращение в чужую религию не имело в этой среде никакого значения, поскольку радикальные саббатианцы считали всякую внешнюю принадлежность лживой, не выражающей их истинной веры. Радикальный саббатианец, оставшись формально иудеем в Пражском гетто, считал своими единоверцами тех адептов тайного учения, которые, формально крестившись, жили в христианских районах Варшавы и Оффенбаха [Франкфурт]. И подобно тому, как ашкеназские саббатианцы поддерживали тайные связи с жившими в Салониках дёнме, франкисты-'иудеи' общались с франкистами-'христианами' во второй половине 18 века. Это был идейно единый мир, в котором господствовали одинаковые представления." [5]

Тайные связи между саббатианскими сектами в разных конфессиях превратили саббатианство в сетевую структуру, которая была обнаружена в 1725 году, при раскрытии саббатианского эмиссара Каменского, а затем в 1751 году, во время обличения тайного саббатианца Эйбеншюца. [14,18]

Охватившая Европу саббатианская сеть не могла не привлечь внимания других сетевых структур, например, Орден Иезуитов и банкирский дом Ротшильдов, но это тема отдельного исследования.

* * *
Схема "Саббатианство и его влияние" составлена на основе следующих книг:
Гершом Шолем, Искупление через грех,
• Марвин Антельман, Устранение опиата, том 1, том 2,
Дэвид Ливингстон, Порядок из Хаоса

Ссылки:
1. Саббатианство. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
3. Игорь Исаев, Гностицизм. https://subjecthistory.livejournal.com/10206.html
4. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 1. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/83554.html
5. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 5. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/84572.html
6. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 6. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/84760.html
7. Генри Маков, Роль Фрейда в сатанинской одержимости мира. https://www.henrymakow.com/freud_sabbatean.html
8. Дэвид Ливингстон, Порядок из Хаоса, глава Франкфуртская школа. https://ordoabchao.ca/volume-three/frankfurt-school
9. Франкфуртская школа: секс, наркотики, рокнрол. https://www.youtube.com/watch?v=w_0TCtNVy5w
10. Дэвид Ливингстон, Франкфуртская школа. https://ordoabchao.ca/volume-three/frankfurt-school
11. Шабтай Цви. https://en.wikipedia.org/wiki/Sabbatai_Zevi
12. Залман Рубашев, Лжемессия Шабтай Цви и саббатианство. https://toldot.ru/articles/articles_1096.html
13. Дмитрий Перетолчин, Зигмунд Фрейд. https://www.facebook.com/igor.isaev.7140/posts/126831708797584
14. Энциклопедия Иудаика, глава Шабтай Цви (стр. 13940-13959) https://archive.org/details/EncyclopediaJudaica_201905
15. Натан из Газы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%93%D0%B0%D0%B7%D1%8B
16. Марраны. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B
17. Гершом Шолем, Основные течения в еврейской мистике. https://royallib.com/book/sholem_gershom/osnovnie_techeniya_v_evreyskoy_mistike.html
18. Шабтай Цви (ЭЕЭ) https://eleven.co.il/judaism-trends/sabbatianism-francoism/13636/
19. Дёнме. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%91%D0%BD%D0%BC%D0%B5
20. Марраны. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B
21. Дэвид Ливингстон, Порядок из Хаоса, глава 1666. https://ordoabchao.ca/volume-two/1666
22. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 3. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/84199.html
23. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 4. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/84330.html
24. Гершом Шолем, Искупление через грех, часть 8. https://yaqir-mamlal.livejournal.com/85819.html

Саббатианство

Previous post Next post
Up