Два дня, два археолога, один "Путь Благовоний".

Mar 24, 2015 14:27

Две недели назад к моему другу (археологу) обратился за информацией приехавший в Израиль, в целях изучения (докторская диссертация) набатейских поселений, археолог из Германии...
К тому моменту он уже успел несколько месяцев пожить в Иордании исследуя Петру, и пришёл к выводу, что Израильский отрезок "Пути Благовоний" обязателен для его диссертации. Вилл Кеннеди (так зовут этого парня американского происхождения живущего в Германии) представить себе не мог насколько близким будет его контакт с изучаемой темой:
Эмиль (мой друг, израильский археолог) предложил Вилли пройти по оригинальному маршруту набатейских караванов.
Именно "оригинальному", так как на картах отмечен маршрут только отчасти соответствующий древнему пути набатеев.
Поэтому, часть пути нам предстояло пройти вне размеченных туристических троп, следуя той самой тропе, по которой шли путники набатейского царства.

практически набатейцы:

Уже через несколько дней мы были в пути к поселению Цофар, в Араве, у границы с Иорданией - откуда начинается израильская часть "Пути Благовоний"...

О самом пути скажу лишь, что это маршрут ведущий из Индии и Аравии в сторону Египта и Рима (позже - Византии), пересекая нынешнюю Сирию, Иорданию и Израиль... Караваны везли специи, масла и благовонные травы (ладан...). Перемещением грузов заправляли хозяева этих территорий - набатеи. Столицей Набатейского царства был город Петра. Более подробно есть повсюду в нете, достаточно вбить в поисковиках...

Наш путь составил около 39-ти км.
В подобные походы всегда приходится нести на себе всю воду на два дня, поэтому каждый из нас тащил 12 литров воды (Марина - 9л), не считая еды и всего остального. Шли без палаток.
Карта:

(практически все фото с гео-тэгами)

Первая ночная стоянка, отсюда мы начнём движение по тропе на запад:

сначала около полу часа идём по грунтовке:

Указатель на Моа, первый набатейский караван-сарай на нашем пути:

А вот и сам Моа (на пригорке располагался гарнизон и хоз строения, а внизу, в квадрате, принимались караваны):

Вместе с нами к Моа подъехала группа велосипедистов. Когда узнали что среди нас два археолога, разразились вопросами...
Вилли даёт короткую лекцию о Моа, Пути Благовоний, Набатейском царстве... :

Уезжали велосипедисты с дополнительным грузом новых знаний...

Потом Вилли что-то измерял, фотографировал, записывал...

Развалины Моа:

Маслобойня:

Эмиль объясняет о строении караван-сарая:

Двигаем дальше:

Моа со стороны:

В какой-то момент пришлось сойти с размеченной тропы и двигаться по, лишь археологам известным, признакам, следуя оригинальному маршруту набатеев:

Постоянно приходилось сверяться с картой:

Но это не всегда помогало:

А потом мы вышли на новопроложенный "сингл":

Легко представить себе перегруженные товарами караваны медленно плывущие по бесконечным волнам-холмам бескрайнего моря-пустыни:

Справа от нас открылся вид на каньон реки Кацра:

А потом мы разглядели и саму крепость - слева сверху, на краю каньонa:

Как это бывает всегда, крепость расположена на возвышенности.
Ну а на возвышенность надо подниматься:

В нескольких метрах от крепости находилось здание. Как мне объяснил Вилли, это место служило в целях богопоклонения - молитвы, жертвоприношения...
Путники или солдаты могли по пути пообщаться с всевышними силами (у набатейцев их было много). По центру такой "синагоги" всегда была расположена характерная стела в виде стоячего камня:

Крепость носит название реки над которой строилась - Кацра:

Картина которую 2500 лет назад наблюдал набатейский солдат сидя на смотровой вышке и взирая на восток (в сторону нынешней Иордании):

А это Вилли что-то измеряет у молитвенного домика:

В нынешние дни к крепости Кацра подъезжают уже не на верблюдах:

Следующей целью нашего пути была крепость Маса берущая своё название от горы рядом с которой она расположена.
Справа от нас - гора Маса:

Территория бывшего полигона:

А это наш Вечноулыбаюшийся Бог Пути, которого Вилли прозвал Джимми и нёс с собой всю дорогу, следуя обычаям набатеев:

Гора Маса, вид снизу:

Вилл на небольшой стоянке набатеев:

Такие стоянки не имеют особых названий и служили просто местом для ночёвок. Над невысоким каменным заграждением натягивались тенты из ткани под которыми люди могли укрыться от палящего солнца или дождя:

Просто пустыня (или не просто):

Взбираемся к крепости Ар Маса:

Вся территория крепости усыпана осколками кувшинов и прочей глиняной посуды тех времён.

Причём, по словам Эмиля и Вилли, посуда в этих местах изготавливалась необычайно тонкой и хрупкой. Некоторые артефакты и вправду были толщиной всего в 1-1.5 мм. :

А вот как выглядит спор двух археологов разгоревшийся вокруг одного такого осколочка :)

Виды открывающиеся с вершины холма на котором расположена крепость Ар Маса:

одинокий путник отдыхает на дороге под кустом...

...а точнее- путница:

А потом мы протопали ещё около 6-ти км до крепости Некарот. Идём по устью реки Некарот:

В ста метрах от крепости находится ночная стоянка на которой мы планировали разбить наш лагерь. Поэтому сначала решили сбросить с плеч тяжёлые сумки, и только потом идти обследовать руины:

Караван-сарай Некарот в предзакатных лучах:

Часть здания была отреставрирована:

Мокро и Сухо:

В одном из притоков реки Некарот, неподалёку от самой крепости, набатеи построили резервуар для воды:

Тоже отлично отреставрированный:

Вилли продолжает свои измерения:

Пока мы гуляли к резервуару и кр. Некарот, Марина оставалась на стоянке стеречь наши вещи. Когда мы вернулись, она уже спала:

После заката, мы долго готовили ужин, ещё дольше его уничтожали, а потом, потягивая виски, весело и несерьёзно беседовали на самые серьёзные темы... Компания у нас собралась на самом деле очень удачная: каждый с нужной долей самоиронии и цинизма. :)
Наш лагерь утром (чуть правее дерева, под горой, можно разглядеть строение крепости Некарот)::

Бодрое утро в пути:

Вновь строение караван-сарая Некарот (правее, на вершине небольшого острого хребта, расположена смотровая вышка набатеев наблюдавших за караванами идущими по устью реки):

Дальше наш путь лежал по запрещённой для передвижения туристов тропе (о чём кричала соответствующая табличка), но именно это и является оригинальным маршрутом благовоний:

На горизонте уже видны стены кратера Рамон:

Will Cannedy:

Цветущая пустыня:

Решили свернуть с пути и показать Виллу известную Парсат Некарот (изгиб русла реки Некарот):

Отдых и обед в пещере:

Выбираемся из устья Некарот:

Первые виды на символ кратера Рамон, гору Ардон:

Идём в сторону крепости Саароним. В саму крепость заходить мы не стали так как каждый из нас не раз там уже бывал, а также по причине неимоверного наплыва туристов, с которыми не очень-то хотелось сталкиваться после двух с половиной дней тишины и спокойствия пустыни...

Крепость была построена возле единственного круглогодичного источника воды в этом районе. Вода в источнике Саароним:

Машину загодя оставили в кемпинге Хан Беерот. Очень удобное и гостеприимное место.
Смыв с себя пыль набатейских троп мы отправились в цивилизацию...

Приятных прогулок! :)

Часть фотографий сделана Intracranialis

гора Ардон, Путь Благовоний, Негев, цветение, горы, фотография, маршрут, походы, активный отдых, панорама, треккинг, набатеи, Некарот, археология, пустыня, махтеш, кратер, трекинг, природа, пещера, туризм, махтеш Рамон, hiking, Израиль, карта, источник