Те из моих подписчиков, кто интересуется
историей рок-музыки, вероятно, помнят предложенное мной разделение на «чёрный» и «белый» рок. Ещё раз поясню, что я имею под этим в виду.
Принято считать, что рок произрастает из двух корней: афроамериканского блюза, и музыки англо-ирландских белых поселенцев - кантри. В результате их первого удачного соединения в начале 50-х годов родился рок-н-ролл, а дальнейшие комбинации (в основном, уже на территории Англии), всё разнообразие рок-музыки. При этом для придания колорита использовались всевозможные «присадки», от этнической музыки народов мира, до творчества великих композиторов всех времён и народов.
При внимательном изучении творчества ведущих рок-групп 60-х - 70-х годов я заметил, что одни тяготели больше к блюзу (ритм-н-блюзу, госпелу), другие, напротив, к больше использовали в своём творчестве элементы кантри, а если брать шире, то английскую народную музыку. Характернейший пример - группа "
Джетро Талл".
В результате возникло явление, которое я назвал «белый рок». Это музыка, которую можно охарактеризовать как «ритм, драйв и никакого намека на африканские корни» ( считается, что эту формулу изобёл
Сэм Филипс ). Музыку же, основанную, прежде всего на блюзе и его разновидностях, я условно назвал «чёрный рок». Одна из известнейших групп, работающих в этом стиле - "
Роллинг Стоунз".
Двигаясь в этом направлении, я пришёл к выводу, что такое деление слишком расплывчато. Ну нет (или почти нет) в реальном мире таких рок-групп, которые не разу не играли чистый блюз, или чистое кантри!
Но дело даже не в этом. Прослушав большое количество исполнителей блюза и кантри 20-х - 30-х годов (музыка, которую я называю «протороком»), я неожиданно обнаружил, что между ними нет принципиальной разницы! Исполнители блюза охотно использовали элементы кантри-музыки в своих песнях, а некоторые кантри исполнители прямо называли свои песни блюзами. Даже такой неотъемлемый для кантри-музыки инструмент, как
банджо, попал в США из Африки!
В общем, я постепенно пришёл к выводу, что блюз и кантри, это две крайние точки единого континуума, т.е. две стороны одного целого. Но доказательств этого у меня не было, поскольку опирался я исключительно на собственный слух. А его, как говорится, к делу не пришьешь…
И тут мне попадается книга замечательного музыковеда
Валерия Писигина , с длинным, но многообещающим названием:
«Очерки об англо-американской музыке. Том 1. Фолк-возрождение, книга первая Отцы-основатели».
Предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из авторского предисловия к этой книге:
"…Благодаря
Лонни Донегану, тысячи юнцов, раздражая старшее поколение, взялись за гитары, банджо, гармоники, барабаны и стиральные доски. По всей стране открылись скиффл-клубы, где молодежь находила выход энергии и темпераменту.
Между тем как в Англии и в самом Лондоне шло повальное увлечение
скиффл, в одном из клубов отдавалось предпочтение коренной американской музыке. Туда в конце пятидесятых зачастили черные блюзмены из Чикаго. Они прибывали в Англию с радостью и оставались здесь подолгу, потому что расовые предрассудки в Старом Свете были почти изжиты, а молодежь оказалась более восприимчивой и благодарной. По той же причине в Европе обретались и великие джазовые музыканты. Это были времена, когда в самом Чикаго белый подросток Майк Блумфилд (Michael Bloomfield) украдкой пробирался в клуб для черных, чтобы услышать Мадди Уотерса (Muddy Waters) и Отиса Спанна (Otis Spann). В Лондоне таких предрассудков не было. Напротив, было почитание, обожание и, главное, была благодатная почва для усвоения того, что принесли с собой черные музыканты. Стараниями Сирила Дэвиса (Cyril Davies) и Алексиса Корнера (Alexis Korner) часть лондонской молодежи переходила от скиффл к блюзу. Как и в тридцатые годы в Америке, во времена Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers), эти блюзы стали называть «белыми»…
Невероятно, но среди британских почитателей американских блюзменов нашлись те, кто распознали в далеких и до сих пор неведомых интонациях, звуках и мелодиях, доносимых потомками выходцев из Африки, ирландско-шотландские корни ( выделил автор блога). Они уловили в грубых и жестких аккордах отзвуки тех самых баллад, которые некогда распевались на больших и малых дорогах Британии, только вместо концертины, оловянных свистков и разного рода волынок они увидели обычную испанскую гитару, снабженную стальными струнами, вместо изящных кистей - грубые пальцы с надетыми на них металлическими наконечниками (fingerpicking), а вместо бархатных тембров европейских поэтов-песенников - хриплые, неотесанные голоса потомков рабов. Самое важное состояло в том, что молодые британцы уловили то огромное значение, какое дает искусству синтез культур. В данном случае - афро-испанской и англо-кельтской. Это было великим открытием!..
Еще одним прозрением стало то, что сразу несколько талантов задались вопросом: «Если потомки несчастных рабов с Юга, не имеющие ничего, кроме своей пламенной души, ассимилировались на более щадящем для них Севере и сумели достичь таких высот в музыкальном воплощении и перевоплощении старинных британских и ирландских баллад, то что же можем сделать мы - прямые потомки сочинителей этих баллад!? Мы, которые с детства знаем католическую мессу и кому с юности открыты двери в мир искусств! Неужели только легкий и поверхностный скиффл?»
И тогда их взоры устремились на север страны, к проселочным дорогам Шотландии, к старинным деревням, где все еще обитали потомки известных и безвестных музыкантов прошлого, тогда их внимание обратилось к зеленым холмам Ирландии, а еще - к архивам и старым частным коллекциям, сохранившимся благодаря странным и скрупулезным личностям. Вот когда они обрели для себя новый и бесконечно богатый мир! И теперь предстояло открыть этот мир всем остальным."
Значит, слух меня не подвёл! Я услышал тоже самое, о чём говорит уважаемый Валерий Писигин: в основе блюза лежит всё-таки англо-ирландская народная музыка, пропущенная через призму восприятия африканских музыкантов.
А из этого следует один интереснейший вывод: нет ни какого "белого" и "чёрного" рока. Рок-музыка - это новое прочтение англо-ирландского фольклора.
Но об этом поговорим в следующий раз.