Выставка «Романтический реализм». Советская живопись 1925 - 1945 годов. Часть вторая

Apr 28, 2024 22:05


Выставка «Романтический реализм». Советская живопись 1925 - 1945 годов. Часть вторая.  #Romanticrealism #exhibitions #arts #painting

***
Вы поможете автору и каналу, если отправите донат (пожертвование, подарок - указать в назначении платежа!!!) по системе быстрых платежей (СБП) в Альфа-банк или Банк ВТБ по номеру телефона: +7 916 175 00 23. Размер пожертвования никак не ограничен.
***
Обсуждение выставки здесь:
https://tatlin.ru/articles/diskussiya_soczrealizm_issledovatelskie_perspektivy_i_tupiki
***
Идея подчинить искусство делу пропаганды появилась за тысячи лет до рождения страны Советов, но нигде прежде она не была воплощена в жизнь с таким размахом. В апреле 1918 года, всего через полгода после штурма Зимнего дворца, невзирая на голод, разруху и гражданскую войну, В.И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды - новое искусство должно было агитировать за новую власть и транслировать гражданам первого в мире государства всеобщего равенства идеи коммунизма и «чувства революционной трудовой России». Советский миф строился на обломках старого мира - буквально: с одних монументов стесывали надписи, чтобы заменить их именами героев нового времени, другие памятники разбирали на части, из которых складывали новые объекты, революционные по форме и содержанию...

Экспозиция объединила более 80 работ Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, других крупнейших художников первой половины XX века из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока, Государственного центрального музея современной истории России, Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.
***
ПРАЗДНИКИ, ВСТРЕЧИ


И. Бродский. «Демонстрация на Проспекте 25 Октября», 1934 г. Государственная Третьяковская галерея
Время трудовых побед и настоящего энтузиазма породило не только новую страну и новых героев, но и новые праздники, новые способы времяпрепровождения. Внутрисемейная или внутрицеховая камерность уступила место массовости, уединение - единству. За все берутся, как в общине - миром. Миром чествуют героев, торжествуют, подписываются на заем, решают, кто свой - словом, общественный интерес выше личного.
Эстетика массового триумфа становится, в основном, имперсональной - в «Демонстрации» Бродского лиц не разобрать (всего четырьмя годами раньше он тщательно выписывал массовку на «Празднике Конституции»), в эскизе мозаики Дейнеки лица неважны. Народ превращается в «трудовую массу». Другое дело - «Встреча артистов театра им. К.С. Станиславского с летчиками» Ефанова. Жанровые полотна претендуют на точность репрезентации, а потому вызывают дополнительное доверие зрителя, главный запрос которого по отношению к искусству - правдивость.
***
НА ВОСТОК!


А. Волков. «Сбор хлопка», 1931 г.. Государственная Третьяковская галерея
Мечты о сказочном Востоке - относительно недавно присоединенным к империи Закавказью и Туркестану, - взлелеянные романтиками Золотого века литературы, героями Кавказских войн, Туркестанских походов и Тянь-Шанских экспедиций, поддержали современников Серебряного века и натолкнули их на спасительные открытия. Исполненный витиеватых аллюзий язык народов, населяющих юго-восточные окраины России, оказался единственной для многих литераторов, прижатых Советской властью к ногтю, возможностью самовыражаться. От догм соцреализма Пастернак, Ахматова, Тарковский, Заболоцкий и другие, лишенные права печататься поэты, укрылись в переводах персидских, узбекских, туркменских, азербайджанских и прочих, прежде неведомых европейцам, опусов. Художники тоже нашли на Востоке надежное убежище задолго до того, как эшелоны с эвакуированными во время Великой Отечественной войны превратили на несколько военных лет хлебный Ташкент в культурную столицу СССР, Советская идеология довлела и там, за Кавказским хребтом и в песках Средней Азии, но, прикрываясь самобытностью, экзотикой и национальным темпераментом, живописцы могли удариться в фовизм, скрестить виденных в юности Матисса и Сезанна с закавказской реальностью или переместить сюжеты средневековых европейских миниатюр на Туркестанскую почву. Экспрессионистские хлопковые мадонны Волкова, постимпрессионистские пейзажи и натюрморты Сарьяна неподготовленному зрителю слали горячий братский привет и поддержку из (будто бы) сытых и вечно солнечных краев - то есть честно выполняли госзаказ. А просвещенные зрители видели в кавказских и среднеазиатских художниках героев эстетического сопротивления, нонконформистов, променявших удобства столичной жизни на свободу слова и дела.
***
ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ


Юрий Пименов - Женщина в гамаке, 1934
Насаждение идеи единого всеобщего счастья - важная пролагандистская задача. В какие бы обстоятельства не помещали своих героев литераторы и кинематографисты, призванные транслировать образ рая, схема развития событий и характеров одна: преодоление трудностей, короткая передышка и взгляд в будущее, полное сбывшихся надежд. Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас - неважно. Голод и лишения значения не имеют, потому что «через четыре года здесь будет город-сад». Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем. Но предчувствие этого будущего уже здесь. «Как хорошо жить в Советском Союзе!» И рай на самом деле уже есть, это не библейский Эдем, а залитый солнцем косогор, по которому бегут полные сил купальщицы Дейнеки. Это холм и зелено-голубые просторы, где мечтают влюбленные Петрова-Водкина. Это пионерлагерь, где радуются лету крепкие подростки Кончаловского. Наличие коллектива - жизнь «перед лицом своих товарищей» - важная составляющая коммунального быта и счастья. В одиночестве простой советский человек может чувствовать себя полноценным, пожалуй, только во сне. Где сон - там и мир. В пережившей столько потрясений за три десятилетия стране отсутствие войны - показатель счастья. А территория счастья - всюду, где есть солнце, простор, тишина. И недремлющее око справедливой власти, охраняющей покой своих сограждан, подобно фигурке красноармейца за плечом кормящей матери Редько.
***
АРХИТЕКТУРНАЯ УТОПИЯ


Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх. «Дворец Советов. Москва. Конкурс. Перспектива», 1933 г., Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Полностью отказавшиеся от частного - собственности, пространства - прекрасные, мускулистые люди, которым посчастливится жить при Коммунизме, будут нуждаться в огромных дворцах с библиотеками, залами для собраний и торжественных встреч, обсерваториями, бассейнами, стадионами, аэродромами. Основная идея триумфальной эстетики первых станций московского метро - та же. Подземные чертоги как доказательство того, что все лучшее и технически совершенное в стране принадлежит сразу всем и никому в отдельности.
Тщательно проработанные эскизы, предназначенные исключительно членам худсовета, выполнены так, будто в любой момент их может затребо¬вать Верховный Зодчий. Который, кстати, действительно иногда вникал в архитектурные работы. Что, наряду с существованием подробных планов зданий будущего, бесспорно доказывало, что советская мечта сбудется совсем скоро.
***
ГЕРОИ


И. Грабарь - «Портрет В. Дуловой», 1935, Государственная Третьяковская галерея
Расцвет портретного жанра в СССР пришелся на середину 1930-х годов. К тому времени соцреализм почти вытеснил со сцены все прочие художественные методы - стремительно приобщающийся к культуре новый человек нуждался в буквальном воспроизведении действительности, без затей
и лишних аллюзий.
Главной темой в искусстве становится преображение страны, героем - человек из народа, основной интонацией - настойчивый оптимизм. Появляются портреты-картины: бежит по лесу на лыжах и в буденовке не чуждый человеческих радостей маршал Ворошилов, поднимает рюмку за щедро накрытым столом бонвиван «советский граф» Толстой. И портреты-типы: красноармейцы, спортсмены, делегаты, колхозники, метростроевцы, рабфаковцы, значкисты ГТО - лучшие люди Родины.
Наивному, ждущему встречи с прекрасным зрителю помимо лиц передовиков из соседней бригады нужны герои для любования, вроде ангелоподобной арфистки Дуловой. И для подражания - не небожители, но улучшенные «мы»: мудрый «буревестник революции» Горький, всезнающий нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе или застегнутый на все пуговицы проницательный художник Грабарь.
***
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА


Оборона Севастополя (худ. - А. Дейнека). 1942. Русский музей в Санкт-Петербурге
Скорбь, ужас, благодарность, гордость, невыносимость утрат и другие чень личные переживания связаны у каждого советского человека с Великой Отечественной войной. Из частных воспоминаний живых людей советская идеология лепила образ «народа-победителя» и «народа-страстотерпца», гордящегося не столько отвоеванным миром, сколько стигматами и размахом пережитых лишений.
В противовес этой линии, военный раздел выставки «Романтический реализм» - интимное, скрытое от суеты пространство, своего рода алтарь, где крупномасштабные полотна обращены не к «широким массам», но к каждому зрителю лично. Военная тема представлена пятью библейскими сюжетами: небесный заступник, Давид и Голиаф, невинная жертва, святое воинство и Благая весть. Это, несовместимое с официальным советским богоборчеством заимствование не случайно. С началом войны прекратились массовые гонения на церковь. Приходы жертвовали серьезные средства в Фонд обороны - на деньги православных удалось снарядить танковую колонну и эскадрилью. Социалистический реализм взял в оборот библейские сюжеты и иконографию, и стена между духовным искусством и советским в какой-то момент стала совершенно прозрачной.
Поэтому не удивительно, что к 700-летию битвы на Чудском озере Корин пишет не портрет Александра Невского, но икону. В образе благоверного князя с лицом актера Черкасова из фильма Эйзенштейна, потомственный иконописец Корин соединяет канонические изображения Дмитрия Солунского и заступников Русской земли Бориса и Глеба. «Мать партизана» Герасимова - блаженная, безоружная баба на пути армии Голиафов. Невинно убиенный пастушок Пластова - недосмотренный Отцом Исаак, смерть которого требует отмщения. По легенде, Сталин будто бы привез картину Пластова в Тегеран, и потрясенные Рузвельт и Черчиль стали сговорчивее в вопросе открытия второго фронта. Грандиозная «Оборона Севастополя» Дейнеки - попирающее смерть необоримое Воинство Света. И наконец, совершенно реалистичное, казалось бы, «Письмо с фронта» Лактионова (всю жизнь дружившего с иконописцами) Благой вестью осеняет лица своих читателей: курится папиросный фимиам, светятся нимбы детей, светится само письмо, преображается жизнь.
***
Короткие видео-анонсы:

https://rutube.ru/video/private/0e85fc6e89d5bff0bc1360b66f2871dd/?p=SMBzHfUYFW5r60INx3fzsQ
https://youtube.com/shorts/t8tGja5q7dU
***
#Romanticrealism #exhibitions #arts #painting #ArtShort #Shorts #familyalbum #creativity  #culture #criavity #USSR #exhibitions #andreysubbotin #культура #творчество #искусство #семейныйальбом #андрейсубботин, #СССР

#romanticrealism, #andreysubbotin, #культура, #ussr, #creativity, exhibitions, #artshort, #андрейсубботин, #culture, #искусство, #творчество, #exhibitions, #painting, #criavity, #arts, #СССР, #familyalbum, #семейныйальбом, #shorts

Previous post Next post
Up