Как велопрокат может стать мейнстримом

Feb 16, 2016 09:58



Система общественного велопроката продолжает расти и развиваться так быстро, что в скором времени сможет оказать реальное воздействие на состояние экологии в крупных городах и устранить пробелы в системе городского общественного транспорта.
Города, улицы которых в буквальном смысле захлебываются от потока машин, - основная причина кризиса системы здравоохранения и, конечно же, загрязнения окружающей среды. По оценкам большинства исследователей, доля автомобильных выхлопов в городах Европы составляет 45% от всех загрязняющих выбросов в атмосферу. В некоторых городах Азии эта цифра и вовсе достигает 80%. В попытке хоть как-то улучшить экологическую ситуацию и стимулировать горожан к альтернативным способам передвижения, в крупнейших городах от Шанхая до Чикаго появились сервисы байк-шеринга - дешевой аренды велосипедов для кратковременных поездок по городу.





Оригинал статьи: тынц
Исследование: https://www.insead.edu/facultyresearch/research/doc.cfm?did=55916

Идея совместного использования велосипедов не нова: впервые об этом заговорили еще в 1950-х, однако она нашла отклик и в сердцах современных эко-сознательных горожан. Тем не менее, поначалу эта идея во многих городах прошла незамеченной. Безусловно, некоторые сервисы велопроката достигли финансовой самостоятельности, но основная цель - предоставить жителям дешевое средство передвижения как альтернативу моторизированному общественному транспорту и автомобилю - до сих пор не достигнута. Кроме того, большая часть исследований системы байк-шеринга сосредоточены на технологическом аспекте и оборудовании, нежели на увеличении пассажиропотока.




Станции велообмена

Родиной одной из самых успешных систем байк-шеринга является Париж. Система Vélib управляет самым большим количеством велосипедов (около 17 000) и ее услугами воспользовались уже более 173 миллионов раз на протяжении 6 лет с момента запуска в июле 2007 года. Мобильное приложение Vélib открывает перед своими пользователями карту велосипедной доступности на более чем 1 200 станциях в режиме реального времени. Используя эту технологию, мы смогли получить снимки активности станций велообмена в 10 центральных округах Парижа (Округа 1-10) с двухминутными интервалами в часы пик летом 2013 года. В общей сложности, исследование включило 22 миллиона снимков с 349 станций.




Доступность или наличие?

Полученные данные позволяют нам напрямую сопоставить доступность (количество станций велообмена на определенной территории) с наличием (количеством свободных велосипедов на каждой станции). Когда на конкретной станции заканчивались велосипеды, мы могли замерить изменения объема пассажиропотока, просто наблюдая за изменением количества велосипедов на соседних станциях. Так мы пришли к выводу, что эффективность системы носит локальный характер. Например, если следующая ближайшая станция находится дальше двух кварталов, человек оставит идею велопоездки и отправиться по своим делам любым другим возможным способом. Не забывайте, что мы проводили исследование летом, когда погода наиболее благоприятна для пеших прогулок.
Чтобы добраться до следующей станции велообмена средний пользователь готов идти не более 150 метров. Разумеется, некоторые готовы идти дальше, но в целом, спрос на велосипеды тем меньше, чем дальше находится следующая ближайшая станция. В этом плане система Vélib чрезвычайно уязвима: спрос конкретной станции велообмена падал на 95%, как только на ней заканчивались велосипеды.




Упущенные возможности

Учитывая конечный запас ресурсов, администраторы байк-шеринг систем должны находить компромисс между доступностью станций и наличием на них велосипедов. Очевидно, что это не игра с нулевым результатом: оба этих критерия важны, но должны быть максимально сбалансированы, чтобы привлечь большее число пользователей. Таким образом, байк-шеринг напоминает другие сервисы, основанные на определении местоположения, например, гостиничные или розничные сети, которые разработаны с учетом аналогичного компромисса.
Наша математическая модель, основанная на данных Vélib, демонстрирует очевидные преимущества от увеличения доступности или наличия. Мы установили, что увеличение количества велосипедов на станциях на 10% повысило бы активность системы на 11,73%, в то время как сокращение расстояния между станциями велообмена всего на 100 метров увеличит пассажиропоток на 35,57%.




Как уже было сказано, Vélib является образцовой системой байк-шеринга для крупных городов мира. Тем не менее, баланс между доступностью и наличием в этой системе далек от совершенства. Не добавляя ни оного нового велосипеда или станции обмена, Vélib мог бы сохранить спрос и удержать клиентов, разделив уже существующие станции на две более маленькие, но зато ближе расположенные друг к другу. Большее число станций в этом случае неизбежно приведет к уменьшению количества доступных велосипедов, но увеличению пассажиропотока, поскольку жители с большей вероятностью отправятся к следующей станции велообмена прежде, чем отказаться от этой затеи: станции будут располагаться в комфортных для пешеходной прогулки 150 метрах.
Таким образом, наша модель демонстрирует, как Vélib мог бы увеличить пассажиропоток на 29,41% или 268 440 поездок в месяц прежде, чем низкая доступность станций поставит эффективность системы под сомнение.




Общественно-политические последствия

Очевидным выводом исследования является тот факт, что города не должны склоняться перед политическими требованиями, чтобы максимизировать охват за счет плотности (станций). Расположение небольшого количества станций на большой территории приведет лишь к падению спроса на услуги системы велообмена, не более того. Было бы разумнее сосредоточиться на размещении большего количества станций в районах с наиболее плотным трафиком.
Байк-шеринг также следует рассматривать как часть экосистемы городского транспорта. К примеру, наши данные показывают, что часы пик для Vélib приходятся на время между 9 вечера и 2 утра, когда метро уже не работает. Города с перегруженным деловым центром и малонаселенными районами вокруг него, могут использовать байк-шеринг как относительно недорогой способ передвижения, способный заполнить пробелы в системе городского общественного транспорта. Многие жители были бы только рады отказаться от неудобства и ежедневных расходов, связанных с поездкой на работу и обратно на машине. Все, что им нужно, это велосипед, готовый составить им компанию.

Перевод этой статьи профессиональным переводчиком я оплатил из своего кошелька.
Один такой перевод стоит от 500 до 700 рублей - не так много, согласитесь? Но если писать много таких статей - сумма получается значительная. Для этого я создал Яндекс-кошелек для сбора "хрустиков" на новые посты-переводы!



мир, перспективы развития, зарубежные страны, велопрокат, зарубежный опыт, пассажиры, автомобилизация, опыт

Previous post Next post
Up