Каршеринг: проблемы развития

Feb 07, 2016 23:17




Сегодня можно наблюдать как бурно развиваются системы каршеринга в крупных городах. Об этом говорит мировая тенденция вложения капитала в этот рынок со стороны компаний из разных сфер бизнеса - лизинговых и транспортных компаний, а также представителей автопрома. Но что же такое каршернинг и каково его будущее? Какое влияние окажет это нововведение в городах? Каковы основные проблемы для обеспечения совместного использования автомобилей?


В мире, как и для любого проявления совместного потребления, существует две модели каршеринга - в зависимости от того, кто владеет автопарком:

- B2C (business-to-customer) - для сдачи в аренду компания покупает автомобили. По такой модели работают, например, Zipcar, StattAuto и GoGet.

- P2P (peer-to-peer) - компания арендует частные авто у владельцев, решивших подзаработать на неиспользуемой машине, и сдает их своим клиентам. Так работают компании RelayRides, Whipcar, Wheelz и GetAround.



Объем рынка услуг каршеринга экспоненциально растет в последние несколько лет. По предварительным данным к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 15 млн человек, а число доступных автомобилей - до 240 тысяч. По состоянию на ноябрь 2014 года, крупнейшими мировыми компаниями предоставляющими данную услугу в Северной Америке и Европе является Zipcar, пользователями которой являются 767,000 человек, а общий парк составляет 11000 автомобилей, и Car2Go с более чем 900 000 пользователей и 12000 автомобилей.



Услуги ZipVan очень популярны в Лондоне

Несмотря на глобальный рост, только небольшое количество операторов каршеринга работают в развивающихся странах. Но при этом динамика развития подобного рода услуг самая высокая именно в этих странах - рынок каршеринга (B2C) в Бразилии, Индии и Китае увеличился более чем в два раза с 2012 года.



В 2012 году в Китае было всего 2 оператора каршеринга, сегодня же в стране работает 11 компаний. В Бразилии, в настоящее время существует шесть компаний, работающих в сфере услуг каршеринга в том числе такие крупные игроки как Zazcar, JoyCar и Fleety, первый P2P оператор на развивающихся рынках. В Индии работает всего два оператора - ZoomCar и MYLES. При этом с каждым годом количество клиентов у них растет - сегодня ZoomCar имеет более чем 100 000 постоянных клиентов в 4 крупных городах Индии. Zoom были первой компаний в Индии предложившей электромобили в аренду. MYLES, филиал компании Carzonrent, в настоящее время располагает парком из 1000 автомобилей в 13 городах Индии. В Африке первой компанией, предоставляющей услуги краткосрочной аренды стала южноафриканская Locomute, которая была запущена в июне 2015 года.




Тем не менее, мы очень мало знаем о жизнеспособности бизнеса, потенциале рынка, социальных последствиях данного рода услуг в странах с развивающейся экономикой. Как и в любой новой отрасли, каршеринг в настоящее время сталкивается с серьезными препятствиями для роста.
Эти барьеры возникают из четырех основных источников:

(1) клиенты
(2) транспортная инфраструктура
(3) государственное регулирование
(4) бизнес




Клиентура

Одна из целей услуг каршеринга - решение потенциальных автовладельцев отказаться от идеи владения автомобилем. В исследовании Международного Института ресурсов, было обнаружено, что участники фокус-группы проявляли сильные стремления к личной мобильности, которая выражалась, по их словам, во владении автомобилем. Это желание становилось препятствием к возможности совместного пользования транспортными средствами. В то время как каршеринг позволяет людям получить доступ к автомобилю без собственности, большинство людей до сих пор считается его лишь вторым вариант решения вопроса мобильности. Это особенно заметно в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, где автомобили широко рассматриваются пользователями как символ статуса. В фокус-группе из Ханчжоу (Китай) только половина из невладеющих автомобилем респондентов не предполагало покупать себе автомобиль. Остальные пользователи каршеринга использовали его как временную услугу и в ближайшее время предполагали покупку авто. Кроме того, одна треть всех участников считали, что владение частным транспортным средством является отражением социального статуса. Удивительно, но в некоторых случаях пользование услугой каршеринга даже простимулировало некоторых клиентов на покупку автомобиля, хотя до этого они не имели таких планов.




Транспортная инфраструктура: пробки

С каждым годом число личных транспортных средств во всех городах мира растет в геометрической прогрессии. Заторы влияют не только на личные автомобили, но и на все остальные, в том числе и на автомобили услуг каршеринга. По данным ежегодного индекса движения от TomTom, 13 из 20 худших городов с точки зрения пробок и затрудненного дорожного движения находятся в развивающихся странах, включая Китай, Бразилию, Турцию и Мексику. Для операторов каршеринга заторы создают трудности в планировании и управления автопарком, так как пользователи не могут вовремя вернуть автомобиль на стоянку. Чтобы хоть как-то смягчить это неравновесие, операторы перегруженных городов часто используют объемный автомобильный парк, тем самым обеспечивая пользователей автомобилем даже в период заторов. Конечно же, это приводит к перерасходам и простаиванию автомобилей в межпиковый период. Кроме того, пробки создают трудности планирования своих расходов у клиентов: в некоторых компаниях за просрочку возрата полагаются штрафы. Для этого операторы в Бразилии и Китае дали пользователям тарифные опции с гибкими временными интервалами возврата авто или специальными условиями возврата денег за неиспользуемые часы.




Законодательство: ограничения и прозрачность деятельности

Из-за перегруженности и загрязнения воздуха, вызванного чрезмерным использованием частных транспортных средств, в городах Китая, Бразилии, Мексики и других стран с развивающейся экономикой внедрили разного рода ограничения на собственность транспортных средств и / или ограничения использования. С одной стороны, это может помочь операторам, поскольку ограничения автомобилей может сделать услугу каршеринга более привлекательной. Например, в ходе исследования в Ханчжоу, в городе проводилась политика повременного ограничения количества транспортных средств на улицах города. За счет этого, некоторые жители пользовались услугами каршеринга в период ограничений движения личных авто. С другой стороны, такие ограничения представляют угрозу для бизнеса каршеринга. Например, во время исследований в 2012 году, китайский оператор YiDianzc мог приобретать только по семь автомобилей раз в два года из-за ограничений по закупкам транспортных средств в Пекине. Из-за этого, многие эксперты и операторы рекомендуют освобождать операторов от такого рода ограничений, а в некоторых случаях и давать некоторые привилегии по отношению к частным транспортным средствам: освобождать от платы парковок и въезда в центральных частях города, в исключительных случаях разрешать движение по выделенным полосам движения.

Еще одним нюансом со стороны законодательства является законность такого рода деятельности, в большинстве это относится к услугам по системе P2P: как и для остальных примеров проявления экономики совместного потребления (sharing economi) для каршеринга присущи проблемы определения сторон ответственности, контроля деятельности участников, экономической прозрачности и многих других тонких нюансов деятельности.




Бизнес: конкуренция

С выходом на новые рынки, операторы каршеринга часто сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны аналогичных видов транспорта, таких как такси или велорикши. Тем не менее, несмотря на конкуренцию, каршеринг удовлетворяет уникальные требования: исследования Международного института ресурсов показали, что пользователи, как правило, имеют большее предпочтение пользоваться системами каршеринга на длинных дистанциях или если им необходимо совершить несколько поездок. Во всех остальных случаях деятельность операторов каршеринга тесно конкурирует с услугами такси, общественного транспорта, деятельность которых в большинстве случаев подвергаются регулированию со стороны местных властей. В связи с этим возникает необходимость регулирования деятельности услуг каршеринга, "синхронизации" ее с работой других видов городского транспорта.

Темпы автомобилизации и урбанизации создают особые условия для развития услуг каршеринга в городах, но также рождают много вопросов. На сегодня доказана необходимость учета региональных особенностей при внедрении систем каршеринга. Применение такого рода услуг в городах требует особой политической среды, которая примет во внимание все эти четыре типа барьеров.

мир, автомобилепользование, перспективы развития, зарубежные страны, городской транспорт, зарубежный опыт, экономика, общественный транспорт, такси, информационные технологии, экономика транспорта, каршеринг, автомобилизация, опыт, методы регулирования

Previous post Next post
Up