Вся сеть дорог федерального значения представляет из себя сложную структуру, состоящую из тысяч километров дорог, капитальных мостов и путепроводов, а также большого количества искусственных сооружений. Столь сложная система нуждается в постоянном контроле состояния, качественном обслуживании, ремонте и модернизации, требующих значительных затрат. Повышение объемов перевозок и грузооборота автомобильного транспорта приводит к интенсификации использования федеральной дорожной сети, что в свою очередь усиливает воздействие на дорожные конструкции и ведет к их преждевременному разрушению. Основным фактором повышения воздействия на федеральные автомобильные дороги является рост показателей: интенсивности движения, максимальных масс и осевых нагрузок, скоростей движения грузовых автомобилей. В различных странах мира проблему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенным, с точки зрения мирового опыта, является введение платы за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, т.е. переход к принципу «пользователь платит».
Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и не возмещаемого за счет действующих налогов. Она распространяется на владельцев автотранспортных средств, наносящих дорогам наибольший ущерб - грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 12 тонн.
Основа единого законодательства ЕС по дорожным сборам была заложена в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры». На европейском уровне она стала первой Директивой по взиманию платы за использование дорожной инфраструктуры, регламентирующей применение системы «Евровиньетка». Фактически Директива 93/89/ЕЕС носила «рамочный характер» и не предписывала конкретных способов реализации изложенных в ней принципов, не содержала методологии расчета ставок сборов, оставляя это на усмотрение каждой отдельной страны. Вместе с тем директива определила следующие ключевые понятия:
• Понятия покилометрового (toll) и временного (user charge) сбора за пользование инфраструктурой;
• Типы объектов транспортной инфраструктуры, за пользование которыми взимаются сборы;
• Категории автотранспортных средств, с которых взимаются сборы (грузовые автомобили и автопоезда с максимальной разрешенной массой не менее 12 тонн);
• Принципы дифференциации сборов за пользование инфраструктурой, а также налогов на автотранспортное средство;
• Принципы взимания сборов;
• Минимальные ежегодные размеры налогов на автотранспортные средства и максимальные ежегодные размеры сборов;
• Порядок сотрудничества государств, пожелавших ввести на своей территории единый порядок взимания сборов.
В 1995 году эта Директива была отменена решением Европейского суда из-за того, что при ее принятии был нарушен установленный порядок согласования. В 1999 году ее сменила Директива 1999/62/ЕС «О взимании сборов с тяжелых грузовых автомобилей за пользование транспортной инфраструктурой». Данная Директива, в основном, повторяла предыдущий документ, за исключением ряда существенных дополнений, касаемо возможностей дифференциации покилометровых сборов в зависимости от времени суток и дифференциации повременных сборов в зависимости от экологического класса автотранспортного средства.
Директива определила единые ставки сборов для местных и иностранных перевозчиков, ограничение ставок, их обоснованность затратами на строительство и ремонт дорог, системы исчисления (покилометровые, временные) и принципы дифференциации ставок в соответствии с характеристиками автотранспортного средства (грузоподъемность, экологический класс и пр.).
Новая директива 2006 года фактически дополнила предыдущие директивы регламентами, которые касались прав и обязанностей стран-членов ЕС по вводу такого рода систем, по выбору организации их и о том, как использовать доходы от взимания сборов. Поэтому в настоящий момент в странах-членах ЕС используются различные системы сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных дорог.
К основным типам систем можно отнести:
Повременная система сборов платежей (система «Евровиньетт»), которая была введена в эксплуатацию в начале 1993 года, и действует в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании и Швеции. «Евровиньетт» разработана с целью гармонизации налогов на большегрузный транспорт в странах Европейского союза. Общие сборы за проезд грузовиков взимают 22 из 27 стран Евросоюза. В Литве это 260 евро в год. В других государствах, например в Дании, Нидерландах, Люксембурге и Швеции - более 1500 евро. Некоторые к оплате проезда еще прибавляют налог на добавленную стоимость. В Великобритании он составляет 15 процентов, в Венгрии - целых 25 процентов. Кроме общих сборов, многие страны ввели особые тарифы для грузовиков при въезде в города: например, Лондон, Милан, Берген.
Основное преимущество повременной системы сборов платежей состоит в том, что ее реализация возможна без применения сложных и дорогостоящих технических средств. Типичные временные интервалы временного разрешения (знаков оплаты) на проезд транспорта - сутки, неделя, месяц, год. До 2003 года «Евровиньетт» функционировала в Германии, но была изменена на систему покилометрового сбора платежей.
Покилометровая система сбора платежей функционирует в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии и прочих странах-членах ЕС. Ключевой характеристикой покилометровой системы сборов является наиболее эффективный и справедливый принцип перераспределения платы конечного пользователя автомобильной дороги в зависимости от его воздействия на дорожное полотно. Технологически система реализована на базе беспроводных систем наземного базирования, с использованием технологии DSRC.
Система сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей (Toll Collect) была запущена в эксплуатацию в Германии в начале 2005 года. Сбором облагаются все тяжелые грузовые транспортные средства разрешенной массой не менее 12 тонн, передвигающиеся по федеральной сети автобанов и автомобильным дорогам федерального подчинения. Администрирование системы возложено на совместное предприятие Toll Collect (Франция - Германия). Размер сборов дифференцируется в зависимости от количества мостов транспортного средства и класса токсичности. Технически система реализована с применением спутниковых средств позиционирования. Отличительной характеристикой системы Toll Collect является отсутствие необходимости ограничения скорости и остановки транспортных средств для контроля.
Постепенно происходит процесс перехода от системы виньеток и пунктов сбора платы к более эффективным системам контроля и позиционирования относительно наземных и спутниковых систем. При этом развитие происходит поэтапно: постепенное повышение ставок, расширение плательщиков (привлечение к оплате легких грузовых и легковых автомобилей), постепенное снижения налогов на топливо и на транспортное средство по мере увеличения покилометровых сборов. Стоит отметить, что собранные средства направляются на финансирование развития иных видов транспорта.
инфографика
proboknet