Плата с большегрузов: опыт ЕС

Dec 02, 2015 13:11



Вся сеть дорог федерального значения представляет из себя сложную структуру, состоящую из тысяч километров дорог, капитальных мостов и путепроводов, а также большого количества искусственных сооружений. Столь сложная система нуждается в постоянном контроле состояния, качественном обслуживании, ремонте и модернизации, требующих значительных затрат. Повышение объемов перевозок и грузооборота автомобильного транспорта приводит к интенсификации использования федеральной дорожной сети, что в свою очередь усиливает воздействие на дорожные конструкции и ведет к их преждевременному разрушению. Основным фактором повышения воздействия на федеральные автомобильные дороги является рост показателей: интенсивности движения, максимальных масс и осевых нагрузок, скоростей движения грузовых автомобилей. В различных странах мира проблему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенным, с точки зрения мирового опыта, является введение платы за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, т.е. переход к принципу «пользователь платит».




Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и не возмещаемого за счет действующих налогов. Она распространяется на владельцев автотранспортных средств, наносящих дорогам наибольший ущерб - грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 12 тонн.

Основа единого законодательства ЕС по дорожным сборам была заложена в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры». На европейском уровне она стала первой Директивой по взиманию платы за использование дорожной инфраструктуры, регламентирующей применение системы «Евровиньетка». Фактически Директива 93/89/ЕЕС носила «рамочный характер» и не предписывала конкретных способов реализации изложенных в ней принципов, не содержала методологии расчета ставок сборов, оставляя это на усмотрение каждой отдельной страны. Вместе с тем директива определила следующие ключевые понятия:

• Понятия покилометрового (toll) и временного (user charge) сбора за пользование инфраструктурой;
• Типы объектов транспортной инфраструктуры, за пользование которыми взимаются сборы;
• Категории автотранспортных средств, с которых взимаются сборы (грузовые автомобили и автопоезда с максимальной разрешенной массой не менее 12 тонн);
• Принципы дифференциации сборов за пользование инфраструктурой, а также налогов на автотранспортное средство;
• Принципы взимания сборов;
• Минимальные ежегодные размеры налогов на автотранспортные средства и максимальные ежегодные размеры сборов;
• Порядок сотрудничества государств, пожелавших ввести на своей территории единый порядок взимания сборов.




В 1995 году эта Директива была отменена решением Европейского суда из-за того, что при ее принятии был нарушен установленный порядок согласования. В 1999 году ее сменила Директива 1999/62/ЕС «О взимании сборов с тяжелых грузовых автомобилей за пользование транспортной инфраструктурой». Данная Директива, в основном, повторяла предыдущий документ, за исключением ряда существенных дополнений, касаемо возможностей дифференциации покилометровых сборов в зависимости от времени суток и дифференциации повременных сборов в зависимости от экологического класса автотранспортного средства.

Директива определила единые ставки сборов для местных и иностранных перевозчиков, ограничение ставок, их обоснованность затратами на строительство и ремонт дорог, системы исчисления (покилометровые, временные) и принципы дифференциации ставок в соответствии с характеристиками автотранспортного средства (грузоподъемность, экологический класс и пр.).

Новая директива 2006 года фактически дополнила предыдущие директивы регламентами, которые касались прав и обязанностей стран-членов ЕС по вводу такого рода систем, по выбору организации их и о том, как использовать доходы от взимания сборов. Поэтому в настоящий момент в странах-членах ЕС используются различные системы сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных дорог.



К основным типам систем можно отнести:

Повременная система сборов платежей (система «Евровиньетт»), которая была введена в эксплуатацию в начале 1993 года, и действует в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании и Швеции. «Евровиньетт» разработана с целью гармонизации налогов на большегрузный транспорт в странах Европейского союза. Общие сборы за проезд грузовиков взимают 22 из 27 стран Евросоюза. В Литве это 260 евро в год. В других государствах, например в Дании, Нидерландах, Люксембурге и Швеции - более 1500 евро. Некоторые к оплате проезда еще прибавляют налог на добавленную стоимость. В Великобритании он составляет 15 процентов, в Венгрии - целых 25 процентов. Кроме общих сборов, многие страны ввели особые тарифы для грузовиков при въезде в города: например, Лондон, Милан, Берген.

Основное преимущество повременной системы сборов платежей состоит в том, что ее реализация возможна без применения сложных и дорогостоящих технических средств. Типичные временные интервалы временного разрешения (знаков оплаты) на проезд транспорта - сутки, неделя, месяц, год. До 2003 года «Евровиньетт» функционировала в Германии, но была изменена на систему покилометрового сбора платежей.



Покилометровая система сбора платежей функционирует в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии и прочих странах-членах ЕС. Ключевой характеристикой покилометровой системы сборов является наиболее эффективный и справедливый принцип перераспределения платы конечного пользователя автомобильной дороги в зависимости от его воздействия на дорожное полотно. Технологически система реализована на базе беспроводных систем наземного базирования, с использованием технологии DSRC.

Система сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей (Toll Collect) была запущена в эксплуатацию в Германии в начале 2005 года. Сбором облагаются все тяжелые грузовые транспортные средства разрешенной массой не менее 12 тонн, передвигающиеся по федеральной сети автобанов и автомобильным дорогам федерального подчинения. Администрирование системы возложено на совместное предприятие Toll Collect (Франция - Германия). Размер сборов дифференцируется в зависимости от количества мостов транспортного средства и класса токсичности. Технически система реализована с применением спутниковых средств позиционирования. Отличительной характеристикой системы Toll Collect является отсутствие необходимости ограничения скорости и остановки транспортных средств для контроля.



Постепенно происходит процесс перехода от системы виньеток и пунктов сбора платы к более эффективным системам контроля и позиционирования относительно наземных и спутниковых систем. При этом развитие происходит поэтапно: постепенное повышение ставок, расширение плательщиков (привлечение к оплате легких грузовых и легковых автомобилей), постепенное снижения налогов на топливо и на транспортное средство по мере увеличения покилометровых сборов. Стоит отметить, что собранные средства направляются на финансирование развития иных видов транспорта.


инфографика proboknet

мир, зарубежные страны, зарубежный опыт, экономика, дороги, экономика транспорта, грузовой транспорт, платные дороги, конструкции, опыт

Previous post Next post
Up