В 1965 году из-за экономического кризиса в Норвегии и усиления позиций топливных лобби, завершились скоротечные работы по уничтожению всех трамвайных путей в городе Берген - во втором по величине городе Норвегии. Но уже в 1970-ом году, был вновь поднят вопрос о реформировании общественного транспорта и тогда же появились первые проекты трамвайных сообщений.
Нужда в общественном транспорте в Бергене стояла очень остро. Прежде всего - из-за сложного ландшафта, где автобусы не справлялись с нагрузками пассажиропотока и переменчивым рельефом. Наличие тоннелей могли бы существенно уменьшить нагрузку на улицы, но эффективный проезд по ним возможен только рельсовым транспортом.
Только в 1995 году, в свет вышел новый проект , который нашёл поддержку в Администрации города. Проекту дали добро и выделили средства для осуществления проектных и подготовительных изысканий.
В 2005 году доработанный план окончательно был утверждён правлением города и щедро профинансирован из государственного бюджета, а также из фонда средств, выделенных для строительства окружной автомагистрали. Право собственности, поддержание и дальнейшее расширение линий, а также подвижного состава, было возложено на компанию Hordaland County, которая контролируется обществом с ограниченной ответственностью Bybanen AS. Обслуживание ситемы было возложено на местную транспортную компанию Skyss.
В 2006 году было начато строительство системы на южном направлении. 22 июня 2010 года был открыт I-ый участок - 15 станций на дистанции в 9,8-километров (6.1 миля) от центра города до района Нестун (Nesttun) через железнодорожный вокзал, автовокзал, футбольный стадион клуба «Brann», дом-музей Эдварда Грига и церковь Фантофт. Второй 3,6-километровый (2.2 миль) участок до торгового центра Lagunen открылся в июне 2013 года. На данный момент ведется строительство третьего участка до аэропорта Бергена, открытие которого планируется в 2017 году. Кроме того, ведется активное обсуждение о расширении сети на север и новой линии на юг.
Интервал движения в пик - 8 минут, вечером - 20. Полная стоимость одного билета 35 норвежских крон (270 рублей), которым можно воспользоваться в городских автобусах и пригородных электричках (внутри города).
Подвижной состав Variobahn от Stadler имеет длину 32 метра с 4 сдвижными дверьми с каждой стороны. Максимальная скорость на открытых участках 70 км / ч, до 50 км / ч на улицах города и 25 км / ч в депо. Полная вместимость - 212 пассажиров, из которых 84 сидячих. Само собой есть и "плюшки" - табло, автоинформаторы и бесплатный Wi-Fi.
Появление трамваев на улицах Бергена вызвало смешанные чувства у горожан. «Бергенские дебаты», как их охарактеризовал мэр города Гуннар Бакке (Gunnar Bakke), велись неоднократно и продолжительно - вплоть до призывов к проведению референдума по вопросам развития транспортной системы и её финансирования. Ныне строящийся участок финансируется из оплаты за проезд по кольцевой дороге - это тоже вызывает массу возмущений. Но уже совершенно другого характера: жители северных и западных районов Бергена возмущены несправедливостью - они не могут использовать преимущества системы.
Интересные факты:
• Норвежский национальный канал NRK, активно участвующий в общественно-политической жизни населения, провёл эксперимент, в ходе которого, замерили время следования с окраины города до его центра на такси и трамвае. Трамвай пришёл первым, с огромным отрывом.
• Правительство города с интересом изучало последствия введения в эксплуатацию первой очереди трамвайной ветки и отношением к проекту горожан. Среди 10'000 опрошенных респондентов нашлось лишь двое, кто выразил недовольство от присутствия трамвая в городе.
• Более 30% от общих средств, выделенных на строительство трамвайной сети, будет извлекаться из прибыли, полученной от эксплуатации платных автомобильных дорог.
• Отгрузка трамваев и поставка их на рельсы, с трала происходила не на территории трамвайного депо, а на прямом участке улицы, ночью, поскольку вагон-поезда доставлялись в собранном виде. Длина трала не позволяла производить манёвры на территории депо.
• Для того, чтобы не было скучно ездить в тоннелях, для пассажиров, устроена световая инсталляция на стенах тоннеля.
• Трамвайная линия оборудована системой автоматической блокировки. Все светофоры, на пересечениях с автомагистралями, регулируют транспортное движение в пользу трамвая.
• График движения вагон-поездов отслеживается электронными системами планирования маршрута. Точность прибытия трамваев лежит в пределах 20-ти сек. от назначенного расписанием времени.
• В тоннеле "Fantofttunnellen" трамвай следует со скоростью 90-95 км/ч.
• Линия Бергенского трамвая (ЛРТ) получила в 2011 году награду как лучшая в мире.