Всегда радуют посты
ihistorian вот очередной. Очень понравился.
Беседа о русской деревне. Хорошая
беседа о русском селе с очень неравнодушной молодой женщиной.
marija_k Кулаков придумали разумеется не большевики. Термин «кулак» появился сразу после отмены крепостного права, и действительно обозначал крестьянина-мироеда, зарабатывавшего на торговле, давании денег в рост, содержании кабаков и т.п. См. например, знаменитые «Письма из деревни» Энгельгардта. И в воспоминаниях моих родственников, помнивших, как это всё было до революции - термин «кулак» употреблялся именно в этом значении.
Другое дело, что большевики значительно расширили термин «кулак», и записали туда не только мироедов, но и обычных крестьян. Признаки, по которым записывали в кулаки, широко варьировались. Туда попадали и просто зажиточные крестьяне; например, в деревне из которой был мой прадед, была раскулачена большая семья, не делившаяся несколько поколений, и потому имевшая достаточно много земли, скота и рабочих рук. Туда записывали и обычных середняков, недовольных соввластью. Могли и просто по доносу записать. Вообще русскую деревню соввласть давила жёстко и последовательно. И в Нечерноземье додавила фактически до смерти.
ihistorian 1.И в воспоминаниях моих родственников, помнивших, как это всё было до революции///
Вменяемых свидетелей начала 1930-х гг. найти уже невозможно, а Вы в каком году разговаривали с этими родственниками? Или это письменные воспоминания?
2.Вообще русскую деревню соввласть давила жёстко и последовательно///
Если взять мои 1930-е гг., то в чем выражалось это жесткое и последовательное давление?
3.И в Нечерноземье додавила фактически до смерти.///
Признаки "смерти" русских деревень Нечерноземья лично я стал земечать лишь после насильственной деколлективизации. До этого, как не приеду - дети бегают, коровы мычат, свиньи визжат
marija_k Вменяемых свидетелей начала 1930-х гг. найти уже невозможно, а Вы в каком году разговаривали с этими родственниками? Или это письменные воспоминания?
Я - 1973 г. рождения. Одна из моих прабабушек - с 1898 г., вторая с 1903 г. Обе умерли в начале 90-х. Времени поговорить и послушать было более чем достаточно. Кроме того, почти все летние каникулы в детстве я проводила обычно в деревне (в Смоленской или Псковской области). До конца 80-х, начала 90-х там достаточно было народу, помнившего и времена коллективизации, а кое-кто - и дореволюционные времена.
Если взять мои 1930-е гг., то в чем выражалось это жестокое и последовательное давление?
В политике коллективизации, разумеется. Главный её итог - крестьянин, бывший хозяином земли и своего труда, был превращен в наёмного работника, в пролетария. О таких частностях, как упомянутое раскулачивание, я уж и не говорю. В Сибирь поехали отнюдь не только мироеды. Хотя Нечерноземья раскулачивание коснулось тогда меньше. Горазо больше и трагичней - зерновых районов страны.
Признаки «смерти» русских деревень Нечерноземья лично я стал замечать лишь после насильственной деколлективизации. До этого, как не приеду - дети бегают, коровы мычат, свиньи визжат.
Да что Вы? И о политике сселения «неперспективных» деревень Вы, конечно, никогда не слышали? Для примера, опять о той смоленской деревне, из которой у меня корни. На момент революции там было 84 двора. На момент начала гонения на «неперспективные» деревни (начало 70-х) - 20 дворов. На момент начала перестройки - 5. Сегодня - 1 (не считая несколько домов, где живут московские дачники). Из почти 4 десятков деревень, переживших войну, и доживших до перестройке, в той округе (в радиусе 15-20 км от моей деревни), полноценных, где были молодые семьи и дети - к 1987 г. оставалось всего 3. 90-е годы пережила всего одна (бывшая центральная усадьба совхоза, недалеко от трассы Москва-Минск), в остальных, которые еще остались - пенсионеры и дачники.
ihistorian Вменяемых свидетелей начала 1930-х гг. найти уже невозможно, а Вы в каком году разговаривали с этими родственниками? Или это письменные воспоминания?
Я - 1973 г. рождения. Одна из моих прабабушек - с 1898 г., вторая с 1903 г. Обе умерли в начале 90-х. Времени поговорить и послушать было более чем достаточно////
Помилуйте, какое может быть собственное мнение о положении кулаков в деревенском обществе у девушек до 18 и тем более до 13 лет? Они даже совершеннолетними не были. Лично они с кулаками в социально-экономические отношения не вступали, они в лучшем случае проецировали на дореволюционные времена отношения и разговоры 1920-х гг.
Вот насчет коллективизации с ними можно было поговорить, но опять-таки профессионалу.Я вот собираю воспоминания стариков о голоде 1932 г. и еще ни разу предварительный рассказ ( когда мне знакомый говорит: у меня мама пережила голодомор, то-то, то-то) не совпал с теми воспоминаниями, которые я выуживаю при личном общении. Память подводит столь древних стариков, они переносят на прошлое современную телевизионную картинку. Например, бабушка говорит, что в 1932 г. умерло от голода много людей. А на простейшие вопросы отвечает: В Вашей семье кто-то умер? нет. Среди родственников кто умер? Никто. Среди соседей? Нет. В деревне кого конкретно вспомните? Не могу. А далее всплывает, что бабушка мне вообще вспоминает голод 1946-47 г., а про 1932 г. и не помнит ничего. Уметь надо со свидетелями работать.
ihistorian В политике коллективизации, разумеется. Главный её итог - крестьянин, бывший хозяином земли и своего труда, был превращен в наёмного работника, в пролетария. О таких частностях, как упомянутое раскулачивание, я уж и не говорю. В Сибирь поехали отнюдь не только мироеды. Хотя Нечерноземья раскулачивание коснулось тогда меньше. Горазо больше и трагичней - зерновых районов страны.///
1.Наемным работником крестьянин был у кулака, в совхозе, близкое к этому положению был колхозник после хрущевских преобразований. В 1930-е гг. колхозник был хозяином до ярости: за початок кукурузу, взятого с колхозного (своего!) поля, тащил соседа в милицию под указ 08.08.32.
2.Раскулачивание при всей трагичности процесса - освобождение деревни от кулацкой кабалы. Представьте, что сегодня этапируют всех банкиров, которым наши сограждане задолжали за кредиты. Трагедия полутора процентов семей для трети деревни, как минимум, была почти праздником. Деревня ссылала тех, кого, была бы воля, вырезала, - именно такие тайные разговоры доносят до нас секретные информсводки ОГПУ.
3.В остальном коллективизация принесла резкое облегчение труда механизацией (в моей области уже в 1936 г. почти всю уборку производили комбайны, пахота была механизирована еще раньше); сняла угрозу голода и разорения (у нас в области засуха 1938 г. была на уровне страшных 1891 и 1921 гг., но умерли от голода единицы, по каждому случаю - прокурорское расследование, скот почти весь был сохранен, тем, кто забил - специальные госпрограммы по ликвидации безкоровности и безовечности); не говоря уж про "давление" на деревню изб-читален, школ, клубов и кинопередвижек, аптек, сельпо, агрономической и ветеринарной помощи, яслей, общественного питания, новых сельских больниц и родовой помощи (или в поле с косой рожать благо?).
ihistorian Признаки «смерти» русских деревень Нечерноземья лично я стал замечать лишь после насильственной деколлективизации. До этого, как не приеду - дети бегают, коровы мычат, свиньи визжат.
Да что Вы? И о политике сселения «неперспективных» деревень Вы, конечно, никогда не слышали? Для примера, опять о той смоленской деревне, из которой у меня корни. На момент революции там было 84 двора. На момент начала гонения на «неперспективные» деревни (начало 70-х) - 20 дворов. На момент начала перестройки - 5. Сегодня - 1 (не считая несколько домов, где живут московские дачники). Из почти 4 десятков деревень, переживших войну, и доживших до перестройке, в той округе (в радиусе 15-20 км от моей деревни), полноценных, где были молодые семьи и дети - к 1987 г. оставалось всего 3. 90-е годы пережила всего одна (бывшая центральная усадьба совхоза, недалеко от трассы Москва-Минск), в остальных, которые еще остались - пенсионеры и дачники.///
Сселение деревень - процесс положительный и здоровый при резком сокращении численности сельского населения, признак болезни и упадка - заброшенные поля, пустые дворы без скотины (корма дороги!), тотальный выезд молодежи. Ничего этого не было до 1990-х гг.
В этой беседе я попытался дать ответ на типичные современные заблуждения о русском селе, рожденные современной пропагандой, думаю, полезно будет многим прочитать и задуматься.
Не забываем про перепост))