Сходила тут на выставку Караваджо, куда меня потащила подруга - закоренелый фанат Пушкинского музея. В честь снегопада очереди не было вообще, так что мои двухчасовые страдания в автобусе оказались почти что впустую. Что ж, зато я хоть сделала полезное дело - там ещё, помимо Караваджо, выставляются рисунки Уильяма Блейка. Я-то по наивности считала, что он лишь поэт, из-за которого мне на третьем курсе пришлось перетягивать билет, а он, оказывается, был художником (гравёром кажется) по профессии. И картинки у него не менее полоумные, чем его стихи.
Впрочем, у меня не отнимешь умения извлекать из любого события чуточку полезного. В этот раз, на пути к Ленину Караваджо, я методично осмотрела зальчик по соседству, который, правда, оказался постоянной экспозицией, но всё равно был довольно интересный. Поскольку мы с подружкой как два историка (я на как любитель, она как дипломированный профессионал) постоянно пытаемся перещеголять друг друга в знании всего на свете, то я смотрела на каждую картину и пыталась понять, про что и как она, собственно, написана. По знанию биографий святых я заранее капитулирую - это Женя в своё время полгода читала исключительно жития, а я, наивная, над ней хихикала. (В примечании к картине про св. Урсулу говорилось: она родилась в Бретани, не хотела выходить замуж за римского наместника, бежала с подружками вниз по Рейну в сторону Рима, на полпути свернула обратно, но за это время её родной город захватили гунны, и когда её с подружками зверски убили, то в городе началось восстание и захватчиков выбили. Сюжет для романа.) А вот насчёт ангелов мы обе сели в лужу. Чем занимается Михаил - все помнят: дерётся с драконами и прочими зверушками во время великой битвы Бобра с Козлом. Гавриил носит вести разным людям - тоже понятно. Но есть ещё и Рафаил! Как назло, на картине, на которую я наткнулась, был именно Рафаил. Стояли вдвоём и гадали, зачем какому-то епископу (пририсованному в углу) понадобился именно этот архангел.
В Википедии, естественно, есть всё. Например, там
в качестве иллюстрации та самая картина, перед которой мы и стояли. Видимо, бедного архангела медицинской службы рисуют так мало, что эта картина - самая представительная. Даже обидно как-то - у меня одного из дедушкиных братьев звали Рафаэлем, так что к имени этому у меня симпатия.
Да, о Караваджо - картины ничего так, хотя по мне, так со всей этой хвалёной светотенью идти надо сразу к Рембрандту. Одно я запомнила - в картине "Положение во гроб" лицо у Иисуса было землистого цвета. Это у меня всегда вызывает ассоциацию с тем местом из "Идиота" Достоевского, где Мышкин говорит о том, что после этого и веру потерять можно. Ну, веру, не веру, а изображать мёртвого человека... не знаю, не слишком я люблю такое. Когда фотографируют жертв какой-нибудь резни, то это хотя бы документальный кадр, а здесь это почти некрофилия. Брр.