"А мы на весах аптекарски точных/Делим добра и зла единый хаос!"

Sep 20, 2008 20:13



Читаю рассказы Бунина и Тэффи, - то удивительно трогательные, то задевающие. Становится немного грустно из-за того, что эта беззащитная эпоха уже ушла и никогда не вернется. Интересно, что бы было, если всего этого не случилось в начале XX века?..
Если авторы и говорят что-то отрицательное о современном им обществе, то все равно они испытывают ностальгию по потому, что окружало их в дореволюционной России. До того, как я начала читать их произведения, у меня был некоторый предрассудок насчет писателей-иммигрантов, что они не могут написать что-либо близкое к реальной жизни, люди, особенно из дворянского сословия, и их интересуют в основном светские темы или сопливые рассказы про несчастную жизнь других слоев общества, но тоже не похожие на правду. Каюсь, про Тэффи также думалось, что у нее будут конфетно-мармеладные рассказики, но это оказалось не так, ее и юмористические, и "жизненные" рассказы по-настоящему увлекают и задевают даже меня, хотя я являюсь современным читателем (своей эпохи, а не ее). Особенно пока что запомнились из юмористических рассказов "Забытый путь" и "Дядя Полкаша", хотя и рассказы о писательском детстве и юности тоже забавны: "Стихи сочиняли мы все. Конечно, и я.
Но в первый раз увидела я свое произведение в печати, когда мне было лет тринадцать.
Это была ода, написанная мною на юбилей гимназии, в которой я в то время училась.
Одна была чрезвыйно пышная. Заканчивалась она словами:
И пусть грядущим поколеньям,/ Как нам, сияет правды свет,/ Здесь, в этом храме просвещенья,/ Еще на много, много лет.
Вот этим самым "храмом просвещенья" дома донимала меня сестра.
- Надя! Лентяйка" Что же ты не идешь в свой храм просвещенья? Там сияет правды свет, а ты сидишь дома! Очень некрасиво с твоей стороны.
Допекали долго." Что касается лирики Тэффи, вот она действительно более сценична, даже больше подходит для юной девушки, которую переполняют мысли и чувства и просто хочется писать стихи. Хотя, несколько стихов мне понравилось, но они уже скорее на тему социально-политическую и моральную. Бунина, в то же время, захотелось назвать русским Мопассаном... это рассказы о разных видах любви, в основном, конечно, трагической, потому что о счастливой писать одно что писать сценарий для мыльной оперы (наверное...). Странные попадаются рассказы в его сборнике "Темные аллеи". Мне особенно понравились "Холодная осень", "Поздний час", странно прозвучал "Кавказ", который, как и "Холодную осень", нельзя определить для себя однозначно. Если в некоторых рассказах главные герои сами калечили свою судьбу. то "Поздний час" воистину "готическое произведение"... Когда главный герой теряет все в своей молодости и даже не это внешнее обстоятельство сокрушает его, просто этой потери не восполнить уже ничем, на самом деле. Даже сами описания того, как он идет по небольшому, неподвижному и тихому в ночи городу, помогают проникнуться этой атмосферой. Как сначала он входит в город и все начинается с невинных воспоминаний о детстве; заканчивается рассказ тем, что он приходит на погост и думает о самом главном, ради чего он приехал обратно на родину, повидать это место уже в конце своей жизни. В то же время в рассказе "Холодная осень", в небольшом по своим масштабам рассказе, выражена потрясающе острая мысль! "Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, -- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня -- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду."

печальное, отечественная литература, дореволюционное, рассказы

Previous post Next post
Up