Начал пилить надстройку в Компасе. В прошлый раз у меня был подход к надстройке в Автокаде и Нанокаде. Такое себе удовольствие. Может я конечно не разобрался, как там чертить в 3D, но это было адское мучение.
Это я примерил надстройку к тому, что у меня уже было начерчено ранее. Кстати, ТА я немного приподнял на профилем фундамента, так получается правильнее.
Единственные доступные чертежи как всегда изобилуют косяками. Вид с продольным сечением не согласуется по размерам с боковым видом, на виде сверху рубка имеет явные нестыковки с фотографиями. Благо фотографий куча и по ним можно вывести нечто правдоподобное.
Про корпус, как я его рисовал в Компасе. По шагам технология была примерно такая. Сначала строил поверхность днища под сломом, потом борта.
Естественно начинал с теоретических шпангоутов. На основании этих шпангоутов выстроил довольно плотную сетку батоксов в виде сплайнов. По этим батоксам и шпангоутам построил дополнительные шпангоуты, а по ним ещё батоксы. Везде старался использовать один и тот же вид сплайна. Каждый сплайн контролировал с помощью инструмента График кривизны.
Следил, чтобы графики соседних сплайнов были похожи друг на друга и менялись плавно от одного к другому, ну и также по ним очень удобно контролировать выпуклость и вогнутость кривых и точки их перегиба. Как я это делал? Понятно, что сплайны были построены по точкам, а сами точки были построены на пересечении базовых кривых с дополнительными плоскостями. Отвязывал нужные точки от этих пересечений и двигал их вдоль одной из осей, пока не получал приемлемый график кривизны.
Это как бы самое базовое, глубинное приседание в иерархии построений. Далее конечно хочется сразу взять и по набору этих батоксов и шпангоутов построить нужную поверхность. Ответ: не прокатит. Не знаю, может у кого-то и получалось такое в Компасе, но у меня ни разу так не получилось. Мой опыт мне говорит, что перейти непосредственно от теории корпуса к поверхностям невозможно. Да, Компас конечно построит поверхности, но они будут корявые. Если проигнорировать при этом приседания с графиками кривизны, то такие поверхности будут корявы вдвойне.
Чтобы итоговая поверхность получилась качественной, требуются дальнейшие манипуляции. В случае днища я выбрал 3 базовые кривые. Линию киля, линию слома и проекцию слома на диаметральную плоскость. Поделил эти линии на равное количество сегментов точками. По полученным точкам построил дополнительные плоскости (по трём точкам). Данные плоскости пересек с сеткой батоксов. По полученным наборам точек выстроил новые сплайны, если можно так выразиться, получилось некое подобие шпангоутов. Каждый такой «шпангоут» поделил на равное количество точек. По этим точкам построил сплайны (похоже на рыбины, но не совсем они). И вот уже по этим «шпангоутам» и «рыбинам» плюс киль, плюс слом я построил поверхность по сети кривых. И вот эта поверхность меня полностью устроила своим качеством.
Борт я строил примерно таким же способом. Потом я просто придал толщину поверхности борта, а вот с днищем такой фокус не прокатил. Где-то получилось проблемное место и днище выдавливалось только в одном направлении - не в том, что было нужно мне. Попытки выдавить поверхность внутрь корпуса упирались в какую-то ошибку построения Компаса. Я просто построил абы какую поверхность по смещённым вдоль оси Z шпангоутам и склеил тело днища из набора поверхностей. Потом объединил борт и днище, нарезал на сегменты и напечатал.