Самара. Безымянка. Шесть домов квартала Сажерез.Проект Города-Сада...Часть 1.

Jan 05, 2014 20:51



1. Место.

В 1903 году, один из 76 разъездов Самаро - Златоустовской железной дороги, расположенный в 15 верстах от губернского центра,  пустынный, и совершенно ничем не примечательный, получил название Безымянка. Не было в то время в его окрестностях ни единого сколько-нибудь выделяющегося объекта, в честь которого можно было бы его назвать. Так и голову ломать не стали - обозначили, как просилось...
Однако совсем немного времени прошло - и стало это место обживаться и застраиваться. А слово меж тем в обиход вошло прочно...

Первыми в районе Безымянки поселились железнодорожные рабочие. Возник поселок, к которому примыкали дачи.
За период 1912-14 годов, построили здесь и завод - тот самый Сажерез. Будящее фантазию название расшифровывается следующим образом: Самарский железнодорожно-ремонтный завод. Здесь производился ремонт железнодорожных составов.

Впоследствии, во времена, собственно, нас интересующие - в начале 30-х годов 20 века, завод этот сильно видоизменили.
В 1932 году была проведена масштабная реконструкция, построили новые корпуса, расширили производство, завод стал не только ремонтировать, но и выпускать запчасти для вагонов и паровозов. В 1935 году название предприятию дали другое - Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева.
(Заглядывая вперед - в 1942 году, после сборки первого подшипника для танка, завод был переименован в 9-й Государственный подшипниковый завод имени В. В. Куйбышева (9 ГПЗ), в 1992, после акционирования, предприятие носит название ОАО Самарский подшипниковый завод (ОАО СПЗ).)
Железнодорожный разъезд стал станцией.

Естественно, и дальше район развивался. Здесь создавались новые промышленные предприятия - авиационной направленности, возвели ТЭЦ, и все это бурное строительство в основном осуществлялось силами НКВД и расположенного здесь же, ему подведосмтвенного Безымянлага.
Большой толчок в развитии района дало начало ВОВ, когда сюда началась массовая эвакуация заводов из Центральной России, причем - вместе с рабочими...

Старый город - Самара, затем Куйбышев - находился в значительном отдалении от Безымянки. Хоть и была она с 1939 года организована в отдельный, Молотовский, (потом - Советский) район города - а все ж от основной его части, по тем временам, далеко располагалась.  Одно время (правда, уже после войны), была мысль в верхах - вообще, то, что здесь возводится - в особый город отделить - и даже название- Жигулевск уже предложено было.
Это я к тому, что все строительство практически в поле, на новом месте велось.
Соответственно - встал вопрос о том, как все создающееся разумно, и с точки зрения новых веяний в советской архитектуре и идеологии скомплектовать.

В этом месте - небольшой экскурс в архитектурные веяния того периода...

2. Стиль.

С начала 20-х годов - по интересующую нас первую половину 30-х, в советской архитектуре доминировал стиль, считавшийся передовым, пролетарским, выражающим коммунистические материальные ценности, стиль, который был провозглашен лицом так называемой индустриальной эпохи - конструктивизм.
Это было время поиска, творчества, эксперимента.
Сторонники конструктивизма провозглашали искусство, служащее производству, абсолютный рационализм, простоту, лаконичность, удобство, целесообразность,отказ от декора.
Все это противопоставлялось склонному к шику и излишествам быту буржуазии.

Конструктивизм - период массового строительства фабрик-кухонь, Дворцов труда, рабочих клубов, домов - коммун, над проблемой расселения и благоустройства которых  ломали голову последующие поколения жильцов, строителей и риэлторов.

В жилых постройках рационализм архитекторов доходил до санузлов, рассчитанных на несколько квартир, кухонь-шкафов и прочих передовых внедрений.

Вот, к примеру - описание общежития Текстильного института в Москве, который был построен по принципу популярного видения конструктивистов Дома - как машины для жилья:
Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате - спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки - и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса - залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса.
Машина для жилья  - для людей-машин...

Так вот - к началу 30-х годов - веяния из кабинетов власти - изменились кардинально.
Конструктивизм - с его излишествами рационализма стал считаться как раз стилем буржуазным.
А дворцы в стиле Людовика 14 были рассмотрены как вполне доброкачественные и пролетарские.
Соответственно - конструктивисты подверглись, как тогда было принято, гонениям - а на смену пришел стиль, известный как сталинский  - или советский монументальный классицизм, продержавшийся до Постановления ЦК КПСС и СМ СССР 1955 года Об устранении излишеств в проектировании и строительстве, что опять оскромнило советскую архитектуру...
Стиль отвергал демократичность конструктивизма, воспевал героическое, в формах зданий главным были богатый декор, монументальность, массивность, устойчивость, ритмичность и пропорциональность, заимствованные из классических образцов. Монументальными возводились не только дворцы и жилые комплексы, но даже и киоски, автобусные остановки, и чуть ли не общественные туалеты. Все по полной программе украшалось лепниной, скульптурой и гранитом.

Но - поскольку, моментально развернуть всю махину советского строительства, даже в те времена было делом немыслимым - в узкий промежуток 1932-36 гг. вклинился смутный, плохо изученный, переходный стиль, мало кому известный, под названием постконструктивизм.

Далее - абзац от специалиста из Википедии, из которого лично мне ни один термин не понятен, но, подозреваю, что каждый имеет значение:

Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов - стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда.
В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля:
прямоугольные парапеты на крышах;
сплошное вертикальное остекление лестничных клеток;
акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей.
В то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся:
кессонированные своды арок;
развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком,
открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже;
безордерные колонны квадратного сечения;
использование имитационной рустики,
настенных изображений в технике сграффито
и ярких цветов в сочетании с непременным белым.
От подчёркивающего вертикали ар-деко постконструктивизм отличает тяготение к горизонталям.

В этом-то стиле и были построены те самые 6 домов квартала Сажерез, до которых я пытаюсь добраться...

3. Идея.

Идея, о которой идет речь, называется просто и красиво: Город-Сад.

Возникла она в конце 19 века, в Англии. В голове известного социолога-утописта (читай - фантаста) - Э. Говарда.
Мысль в основе проста - современный город себя изжил. Для полноценной, здоровой жизни людей он непригоден.
Лучший вариант - небольшой городок сочетающий и признаки города, и признаки деревни.
Говард подробно описывает, как должно выглядеть его детище. В частности - имеет место разделение зон парковых, жилых и рабочих (с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Город имеет форму круга. Внутри - -круг парка (центр), затем - кольцо жилого фонда, затем - внешнее кольцо предприятий. В городе предполагалось общественное самоуправление и коллективная собственность на землю и недвижимость.

Под Самарой, в начале 20 века, идея города-сада была реализована.
Правда, витавшие в воздухе идеи, были заимствованы не у Говарда, а у Льва Толстого. Толстой, как известно, призывал идти в народ, быть ближе к земле, заниматься физическим трудом, сохранять нравственное и духовное начало - и его идеи в те времена были очень популярны в России.

Замысел реализовал инженер-путеец, заместитель начальника управления Самаро-Златоустовской железной дороги Зубчанинов Евгений Андреевич (1865 - 1935), который добился выделения летом 1908 года начальником Самаро-Златоустовской железной дороги, статским советником А.Н.Чернаем , для «инициативной группе железнодорожных служащих» территории «путестроительных полигонов и ведущей к ним узкоколейной ветки» в районе нынешней Самарской ТЭЦ.
Нынешний, пользующийся неоднозначной славой, поселок Зубчаниновка под Самарой - был основан как новый вид общественного поселения, в котором все хозяйственные и организационные вопросы решались сообща его жителями.



План поселка толстовцев в Зубчаниновке - 1910 год.

Поселок был заложен 10 мая 1910 года.
Уже через пару лет там было построено более 200 домов, открыты амбулатория и фельдшерский пункт (с бесплатной медицинской помощью), детский сад, школа, народный дом и библиотека. Строились пассажирская платформа, общественная баня, плотина, обсерватория и церковь. Выходила местная газета. Улицы были названы в честь русских писателей-классиков (Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лермонтова, Белинского, Гончарова и самого Толстого), на каждой улице росли разные породы деревьев.

В Советское время, поселок был определен в Кировский район Самары, естественно, первоначальные идеи видоизменились, в русле новых веяний, и постепенно выродились.

В целом же в дореволюционной России, идея города-сада - приживалась неплохо. Частично - она была заимствована с Запада (в 1914 году была переведена книга Э. Говарда), частично - до нее своим умом дошли и отечественные градостроители. С 1904 года ее широко пропагандировали журналы Зодчий и Городское Дело. Очертание концепции носилось в воздухе, ибо ситуация была одинакова и в европейских и в российских городах.
Идея приветствовалась либеральной общественностью, но - очень осторожно воспринималась царским правительством, которое смущала содержащаяся в ней мысль о местном самоуправлении.

Тем не менее - в начале 20 века в России  поселение Зубчанинова было далеко не единственным.

...Дореволюционные российские проекты поселений для рабочих и служащих начинают именоваться городами-садами, так как целенаправленно создаются в виде целостно спланированного поселка (рабочего или дачного) при промышленном предприятии (или без такового) с общественным центром, развитой сетью культурных, просветительных, детских, лечебных и обслуживающих учреждений...

...В начале ХХ в. в России возведение поселений-садов инициируется и осуществляется преимущественно:
а) городскими управами;
б) частными промышленниками (производственными объединениями);
в) государственными ведомствами;
г) кооперативами;
д) землевладельцами...
( Меерович М.Г. Рождение и смерть советского города - сада. Вестник Евразии. 2007г.)

На Западе, добавлю, для полноты картины, города-сады тоже стали реальностью, хотя, естественно, имели свои отличия, сообразно местным условиям и возможностям.

В СССР в 20-30 годы, идея города-сада была популярна, хотя и сильно трансформирована по сравнению с говардовским первоисточником.
В частности - знаменитые рабочие поселки - небольшие 1-2-этажные дома, вокруг предприятия, создавались с оглядкой именно на нее.
В таких поселках имели право жить только работники предприятия, жилье было преимущественно многоквартирное, коммунального типа, с покомнатно-посемейным заселением, как правило, без индивидуальных земельных участков, но с придомовыми хозяйственными сооружениями и общественными пространствами, предназначенными для соседского общения, отдыха, любительских занятий спортом, культурно-массовых мероприятий по месту жительства и проч.

В 1922 г. , опять в Самаре, опять силами сотрудников завода Сажерез, был создан кооператив железнодорожников «Сад-город» в районе станции «Безымянка», который и послужил началом развития второго  центра городского жилого расселения.  Поселок расположился в 11 км от города, у железнодорожного полотна, в районе завода «Сажерез». Он имел радиальную структуру, что сближало его с известной схемой идеального города-сада Говарда. Однако принципы управления и взаимодействия с предприятием (заводом Сажерез) - были, естественно - не те, которые описал английский утопист.
(В 1929 г. завод заявил о своем праве на эти территории и расторг договор с кооперативом).



План поселка Сад-Город работников завода Сажерез. 1922 год.

Начиная с 40-х годов - в СССР от идеи города-сада вообще отказываются, по причинам не вполне очевидным, и она попадает под запрет.

Это - описание фона, на котором, и следствием которого, появились жилые дома, история которых нас и занимает в этой статье - дома квартала Сажерез.

4. Результат.

В 1927-29 гг. московские архитекторы бюро картоиздательства НКВД профессора В.Н. Семенов и А.А. Галактионов разработали проект планировки и застройки города «Большая Самара» на тридцатилетний расчетный срок. На конец расчетного периода (1958 г.) численность населения города планировалась в 336 тысяч человек.
Но этот проект был отвергнут  городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.

Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края.
Руководителем разработки нового плана, получившего название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев", стал местный архитектор - А. Каневский.

В рамках этого проекта в начале 30-х годов, в районе Безымянки планировалось построить Город Будущего, в основу которого легли вышеперечисленные идеи и обстоятельства.
Это должен был быть город образцового социалистического поселения трудящихся. Варианты таких поселений в ту эпоху широко обсуждались в прессе.

Статья в журнале Волжская Новь - точно иллюстрировала план застройки Безымянки будущего:
Проводим линию транспорта. Она легко разделит город надвое, оставляя с одной стороны индустриальные кварталы в них заводы, лаборатории. Теперь перешагнем через узкую линейку транспорта. И мы будем среди светлых кварталов жилищ, окруженных широким поясом древонасаждений. И затем, преодолевая новую зеленую преграду, можно быть в кварталах зданий общественного назначения...

Первейшее преимущество будущего рабочего района в том, что все элементы его запланированы разумно. Сознательное их размещение - главное отличие социалистического города.
Волжская Коммуна. (1 сентября, 1931).

Немаловажную роль при выборе места будущего образцового поселения играло наличие в непосредственной близости железной дороги и реки Самары.
По принятому плану Безымянка делилась железной дорогой на зону промышленную и жилую. Отделять друг от друга их должна была широкая полоса зеленых насаждений с административными и культурно-бытовыми объектами.

Первый проект капитального строительства в районе Безымянки- был создан архитекторами А. Каневским и Л. Волковым.
Это как раз наши 6 (по плану - 8 домов), которые должны были быть построены на территории квартала Сажереза.
В 1934 году был утвержден план - и - началось строительство.
В квартал, помимо восьми 4-х этажных домов в стиле постконструктивизма, было включено еще здание Дома Культуры.



План 1-й очереди квартала Сажерез. 1934 год. Границы - современные ул. Победы - Ново-Вокзальная - Калинина - Свободы.

Первым домом проекта - и первым капитальным зданием на Безымянке был построенный в 1934 году дом по улице Победа, 94.
Прорабом на стройке работал Герой Советского Союза - Сорокин Михаил Яковлевич. Безымянлаг в то время еще не был создан - так что строили дом - обычные рабочие - строители.



1934 год. Один из 6 построенный по типовому проекту домов (переулок Славный, 4). В глубине - виден дом по ул. Победе 94, и двор -в котором предусматривались кладовые для жильцов и подвалы для хранения. Подвалы существуют и сейчас. Фото - из личного архива жителей дома.

5. Люди.

Каневский Абрам Львович (15.07.1907 6.07.1960) - архитектор, руководитель разработки генерального плана застройки Большая Самара, впоследствие - председатель правления Куйбышевского отделения Союза архитекторов СССР.

Волков Леонид Афиногенович (1902 - 1961 гг.)- самарский архитектор. Родился на Украине, окончил в 1929 году Одесский политехнический институт. В том же году стал работать в самарском Промстрое. Построил ряд зданий в Самаре,в том числе -- на Безымянке. С 1959 года возглавлял проектный институт в Уфе.

Сорокин Михаил Яковлевич   - родился в семье рабочего, в городе Абдулино Оренбургской области 16 октября 1910 года. Завершил обучение в Куйбышевском строительном техникуме в 1938 году, поступил на заочное отделение Куйбышевского строительного института. Его направляют прорабом на стройки завода "Сажерез" в феврале 1934 года. Михаил Яковлевич принимал участие в строительстве механического цеха завода, школы на Безымянке, 48-квартирных домов, больницы.
На доме по ул. Победы, 94 установлена мемориальная доска, посвящённая Михаилу Сорокину, которая гласит, что здание построено под его руководством. В 1939 году он участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Окончил Киевское артиллерийское училище в 1941 году, стал членом ВКП(б).

С апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. Майор Сорокин являлся командиром дивизиона 118-го артиллерийского полка. Он одним из первых переправил орудия и личный состав дивизиона через реку Днепр. Содействовал переправе других подразделений на плацдарм, отражая вражеские контратаки. За проявленные героизм и мужество ему присвоено звание Героя Советского Союза 30 октября 1943 года, вручены медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. В одном из боёв за освобождение Белоруссии 12 декабря 1943 года пал смертью храбрых.

Помимо мемориальной доски, посвящённой Михаилу Сорокину, в Самаре именем Героя Советского Союза названа улица в Советском районе города.

Продолжение.

Часть 2.
http://ele-n-a.livejournal.com/44581.html

Часть 3. (с современными фотографиями домов)
http://ele-n-a.livejournal.com/45275.html

трехэтажки, проекты, Самарская область, 1930-е, Самара, четырехэтажки

Previous post Next post
Up