Две горы, две тюрьмы,
В центре баня старая,
Там звенит соловей:
«Лучше Курска края нет!»
(Народная шутка о планировке Курска)
В юго-западной части города за «Белой горой» вдоль трассы Москва - Симферополь в августе 1949 г. был основан 12-й Государственный подшипниковый завод, однако в августе 1953 г. он был преобразован в Курский завод тракторных запасных частей. Строительство КЗТЗ было окончено в 1956 г.; завод выпускал детали массового производства и запасные части из серого чугуна и алюминиевых сплавов для тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей. В течение 5 лет после запуска завод в 7 раз увеличил объем своего производства. В 1965 г. на КЗТЗ действовало 40 поточных линий, крупнейший чугунолитейный цех, занимающий по площади 3 гектара и дававший 100 тыс. тонн литья в год. Для обеспечения растущих потребностей завода была построена подстанция на 35 тыс. кВ.
Также для обеспечения функционирования промышленного гиганта было необходимо большое число человеческих ресурсов. Поэтому практически одновременно с началом постройки завода в 1950 г. к северо-западу от него началось быстрое возведение рабочего поселка «социалистического городка» состоящего из 10, 11 и 12 кварталов, проект планировки и застройки которых разработал архитектор Теплицкий М. Л. Возводимые здания были исключительно типовыми без каких-либо изменений (стоит отметить, что именно в поселке КЗТЗ впоследствии были возведены первые крупнопанельные дома в Курске, и здесь же опробовались все типовые серии хрущевок, которые впоследствии возводились в других районах города). Все дома имели центральное отопление, газ и другие удобства. Между заводом и рабочим поселком был разбит парк, согласно разработанному архитекторами Гаркушей Д. И. и Ивановым А. Н. в 1958 г. плану (конкурсный проект, 1-я премия в Курске). Однако никакой парк не мог спасти от отравляющих газов, выбрасываемых литейным производством, что портило экологию и как следствие здоровье жителей поселка, поэтому район считался неблагополучным до 90-х гг.
Прогулку по поселку начнем с 4-го Моковского переулка, где рядом расположены 10 типовых домов неизвестной пока серии и 6 домов серии 1-207 (?). Хорошо удалось запечатлеть 3 из сиреневых и один оранжевый дом.
1. 4-й Моковский переулок, д. 1/2; серия: ?
2. 4-й Моковский переулок, д. 1/4; серия: ?
3. 4-й Моковский переулок, д. 1/5; серия: ?
4.Улица Сумская, д. 37/5; серия: 1-236-2.
Это были одни из последних типовых домов с отделкой. Начинался поселок со следующих зданий.
5. Улица Заводская, д. 11; серия: 1-207-2.
6. Улица Заводская, д. 13; серия: 1-207-4.
7. Улица Пигорева, д. 4; серия: ?
8. Улица Пигорева, д. 5; серия: 1-228-4.
Изначально детский садик, сейчас центр детского творчества.
9. Улица Пигорева, д. 7; серия: ?
Следующие дома - общежития. Построены они были в глубине квартала.
10. Улица Пигорева, д. 9; серия: 1-207-7.
11. Улица Пигорева, д. 11; серия: 1-207-7.
12. Улица Пигорева, д. 13; серия: 1-207-7.
13.
14. Улица Сумская, д. 22А; серия: 1-207-7.
Далее опять простые жилые дома.
15. Улица Пигорева, д. 19; серия: 1-207-2.
16. Улица Пигорева, д. 21; серия: 1-207-3.
17. Улица Дейнеки, д. 6; серия: 1-207-4.
18.
Далее идут дома на основной улице поселка Сумской (1-й Подшипниковой ранее), которая также является въездом в город со стороны объездной города (трассы Москва - Симферополь). Чтобы скрыть дворы между всеми домами вдоль улицы построен высокий сплошной забор.
19. Улица Сумская, д. 18; серия: 1-207-2.
20. Улица Сумская, д. 20; серия: 1-207-6.
21. Улица Сумская, д. 22; серия: 1-207-6.
22.
23. Улица Сумская, д. 28; серия: 1-207-2.
24. Улица Сумская, д. 30; серия: 1-207-5.
25. Улица Сумская, д. 34; серия: 1-228-10.
В 1961 году в КЗТЗ уже начали сдавать кирпичные хрущевки.
26. Улица Дейнеки (2-я Подшипниковая в то время), 1961 г.
Отдельно стоит сказать, что прямо напротив завода КЗТЗ по улице Энгельса был построен хлебозавод и рядом с ним 2 жилых здания.
27. Улица Энгельса, д. 136; серия: ?
28. Улица Энгельса, д. 138; серия: ?
В 90-е гг. один предприимчивый украинский бизнесмен скупил акции завода КЗТЗ, став его владельцев и искусственно обанкротил предприятие, распродав все активы в счет погашения хитро созданных кредиторских задолженностей. В результате этого практически всё население этого района города потеряло работу…
В настоящее время никаких серьезны производств в поселке КЗТЗ нет (за исключением маленького завода ЖБИ и разноплановых мастерских) и район можно считать спальным.
Только в памяти людей остались воспоминания о когда-то существовавшем промышленном гиганте, и анекдоты времен его работы.
«Едит бабка из Ворошнево и спрашивает в салоне автобуса №9 у пассажира:
- Сынок, а скоро остановка будет Кэ Три Тэ Три?»
«КЗТЗ - как зарплата, так запой»
Спасибо за внимание!