В целом, можно сказать, что администрация предприятия планомерно двигалась по пути стимуляции у рабочего заинтересованности к увеличению личной выработки, что вело к интенсификации труда и повышению его производительности. Этапами этого пути были повременно-премиальная система - коллективная сдельщина - личная сдельщина - прогрессивная сдельщина. К началу 1930-х годов на Электрозаводе можно было наблюдать все эти схемы стимуляции труда. В ряде производственных единиц движение по пути внедрения прогрессивной сдельщины было приостановлено по технологическим причинам. Однако уже в начале 30-х годов обозначился общий приоритет - прогрессивная сдельщина, на которую стремились перевести все производственные подразделения, где технологический процесс позволял такую операцию. Первые позитивные результаты этого процесса в отдельных цехах успели сказаться уже в начале 1930-х. В дальнейшем сутью динамики соотношений различных форм оплаты труда стало стремление администрации одновременно повысить производительность и выработку с одной стороны, и не допустить перерасхода фонда зарплаты - с другой. По мере преодоления товарного голода деньги становились всё более привлекательным стимулом, а форма оплаты - всё более важным способом стимулирования труда.
ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ СТОИТ ЗАВОД - ПРЕМИАЛЬНЫЕ, СДЕЛЬЩИНА И «ПОВРЕМЕНКА» Согласно договору, обязанности «мобилизованного» рабочего не исчерпывались только «самозакреплением». Он подряжался активно участвовать сам и привлекать других к ударничеству и социалистическому соревнованию, а также принимать участие в подготовке необходимых заводу кадров, преподавать на различных кружках, курсах и т. п. Со своей стороны, заводоуправление также принимало на себя важные обязательства по отношению к самозакрепившемуся работнику. Так, оно обещало в месячный срок установить должностные права, обязанности и ответственность, не допускать вмешательства в оперативные функции; обеспечить его детям возможность поступления в ФЗУ Электрозавода, а также оказывать им предпочтение перед детьми не самозакрепившихся рабочих при поступлении во все учебные заведения, подведомственные Электротресту, в состав которого входил Электрозавод; установить для самозакрепившегося рабочего распорядок дня, дающий возможность повышать квалификацию, с этой же целью посылать его за счёт завода в научные командировки, экскурсии и на курсы, а также обеспечить преимущество по сравнению с остальными работниками при продвижении в квалификационной иерархии.
«НИГДЕ КРОМЕ... КАК НА СОВЕТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ»