Иностранные рекламодатели в советских СМИ

Sep 20, 2008 18:01

В 30-е годы ХХ века в советском внешнеторговом объединении (ВО) "Международная книга" Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) СССР активно работала государственная контора "Инреклама", функции которой состояли в том, что она собирала объявления рекламного характера от иностранных фирм и размещала их в советской прессе, главным образом, в технических журналах. 21 апреля 1930 года этой госконторе было передано монопольное право на сбор рекламных объявлений иностранных заказчиков и осуществление рекламных кампаний советских экспортных организаций.


Контора "Инреклама" открыла свои представительства зарубежом при торговых представительствах СССР в ведущих капиталистических странах, однако сбор рекламных объявлений проводила только через резидентные организации или агентов, подданных данных стран, работающих на комиссионных началах. Комиссионные, выплачиваемые "Инрекламой" своим зарубежным агентам, составляли в европейских странах 35%, а в Америке - 40% от суммы собранных заказов. Даже в таких благоприятных для сбора рекламных объявлений странах, как США, Англия и Франция, не были организованы советские бюро для непосредственной работы с клиентами, хотя директор конторы "Инреклама" Антипов неоднократно ставил перед руководством НКВТ СССР этот вопрос, обещая десятикратно повысить производительность своего подразделения.

Антипов, ссылаясь на то, что в дореволюционной России существовало несколько фирм, специально занимавшихся сбором рекламы, с оборотом в сотни миллионов рублей, постоянно требовал от руководства НКВТ СССР активизации рекламной деятельности и устранения препятствий к развитию своей конторы.

"Немудрено, - писал он в служебной записке, - капиталистические предприятия тратили на рекламу в царской России огромные суммы. В то время они являлись составной частью расходов на производство, фиксируемых в годовых сметах, и колебались от 3 до 10 %. В Советском Союзе, несмотря на то, что наша страна ведёт торговлю с капиталистическими фирмами с миллиардным внешнеторговым балансом, получение валютных средств через этот канал весьма незначительно. К примеру, в 1938 году было собрано объявлений рекламного характера на сумму 1 миллион 165 тысяч рублей золотом, что за вычетом комиссионных агентских процентов и других накладных расчетов составило 621 тысячу совершенно конвертируемых золотых рублей. По отношению к общему объему советского импорта, это составляло не более 0,1%".

Значительным препятствием к расширению деятельности "Инрекламы" было то, что её договоры с зарубежными рекламными агентствами и агентами были не бессрочными, а подписывались на один - полтора года, что существенно снижало активность рекламистов из-за боязни передачи клиентской базы, нарабатываемой тяжелым трудом, другому агенту. Мешало расширению объемов сбора рекламы и отсутствие информации о фирмах, с которыми СССР вёл торговлю. Агенты "Инрекламы", "методом научного тыка", столь любимого и современными рекламистами, буквально нащупывали компании, которые могли бы разместить объявления в советской прессе.

Отсутствие жестко регламентированной номенклатуры объявлений, подлежащих приему для размещения в советских СМИ, странное для плановой экономики, приводило к тому, что "Инрекламе" часто приходилось отказываться от взятых на себя обязательств. Например, в связи с дефицитом товаров народного потребления в СССР, в советской прессе отдавалось абсолютное предпочтение размещению только объявлений о зарубежных товарах производственного назначения, в основном станков, инструментов и оборудования, а не ширпотреба, что было непонятно ни фирмам-заказчикам, ни агентам "Инрекламы". Товары народного потребления иностранного производства не рекламировались даже в специализированных журналах и бюллетенях Внешторга, предназначенных для информирования советских импортирующих организаций.

Несвоевременный выход в свет и весьма плохое оформление некоторых технических журналов также не способствовали стремительному расширению рекламного дела в СССР. Частые, на 1-2 месяца, задержки выхода технических изданий были, практически, нормой. Зарубежные заказчики неоднократно высказывали пожелания, чтобы эти журналы печатали на хорошей бумаге и на более современном полиграфическом оборудовании.

Часто издательства и редакции журналов, в которых размещалась реклама объемом больше двух страниц, требовали у "Инрекламы" выделении им бумаги. В условиях всесоюзного планирования экономики, и объём журналов, и бумага для них утверждались планирующими органами. Поэтому случаи, когда из-за отсутствия бумаги сверх установленного объёма, редакции отказывались от рекламы, были весьма часты. Например, в 1938 году редактор журнала "Водный транспорт" по этой причине снял рекламные объявления в 5 номерах подряд на сумму 4 тысячи рублей золотом. Любопытно, что для этой цели на 5 номеров нужно было не более 150 кг обычной журнальной бумаги, стоимость которой составляла 200 простых (а отнюдь не золотых) советских рублей.

Впрочем, редактора вполне можно понять - инвалютные денежные средства поступали в распоряжение государства, а за перерасход бумаги можно было ответить как за разбазаривание государственных ресурсов - вплоть до уголовной ответственности. В подобных случаях невыполнения обязательств советской стороной фирмы-заказчики аннулировали заказы, применяли по отношению к "Инрекламе" штрафные санкции.

Однако, в целом деятельность советского международного рекламного бюро пользовалась успехом - через эту госконтору зарубежные компании получали возможность реализации своей продукции на рынке огромной ёмкости, что было весьма актуально, особенно в условиях мирового экономического кризиса начала 30-х гг. ХХ века. Тогда произошло огромное сокращение оборотов мировой торговли (на 2/3 по стоимости и на 25% по физическому объёму), резкое сжатие покупательской способности капиталистических стран, валютный хаос. Капиталистические страны развернули настоящую коммерческую войну за рынки сбыта, и возможность информировать советских заказчиков о своей продукции зарубежными промышленными предприятиями очень ценилась.

В начале 1930-х гг. Советский Союз был не просто главным импортером промышленного оборудования. В 1931 и 1932 годах СССР занимал первое место в мире по импорту оборудования. В 1931 году около одной трети, а в 1932 году - около половины всего мирового экспорта машин и оборудования направлялось в Советский Союз.

Рост собственной промышленности постепенно снижал зависимость Советского Союза от импорта, однако, по целому ряду отраслей потребности советской экономики не были удовлетворены, особенно в передовых технологиях и высокопроизводительном оборудовании. Так, в "Техно-экономическом анализе импорта металлорежущих станков за 1932-1938 гг.", подготовленном экспертами народного комиссариата тяжелой промышленности СССР, были определены виды оборудования, потребность в которых для наркомата была высока, и производство которых в Советском Союзе неразвито совсем или недостаточно по количеству. "…Тяжелые токарные станки, лоботокарные, продольно-строгальные, крупные зуборезные станки и расточные необходимых размеров вовсе не изготавливаются. Кругло-шлифовальные, карусельные и вальцетокарные станки изготовляются единицами. Рассчитывать на более или менее удовлетворительное отечественное снабжение этими станками тяжелой промышленности на ближайшие 2-3 года не приходится". Далее прямо говорилось, что "…потребность в этих видах станков может быть удовлетворена в 1939 и отчасти в 1940 году в основном за счёт импорта… ибо организация и освоение производства названных выше станков в лучшем случае потребует не менее двух лет".

Постоянными клиентами "Инрекламы" НКВТ СССР были такие известные компании, как General Electric, Carl Zeiss, Siemens, Skoda, MAN, BMW и другие производственные предприятия. Для многих фирм работа по заказам Советского Союза была приоритетным направлением. У иностранных рекламодателей особенной популярностью пользовались такие советские специально-технические издания, как "Вестник инженеров и техников", "Станки и инструмент", "Сталь", "Водный транспорт", "Лесная индустрия", "Электричество", "Химическая промышленность" и "Машиностроитель". Информация о технологиях зарубежных стран, размещаемая в советской прессе "Инрекламой", была востребована советскими специалистами и организаторами промышленности, которые передавали заявки на закупки конкретного прорекламированного оборудования в импортные внешнеторговые организации.

Несмотря на все ограничения плановой экономики и политические установки, контора "Инреклама" НКВТ свернула свою деятельность только после нападения гитлеровской Германии на СССР".
(Источник: "Индустрия рекламы", №5, 2003).

НКВТ, Инреклама, Германия, Индустриализация, Публикации, США, Ссылки, Валюта

Previous post Next post
Up