Новолипецкий меткомбинат
В конце 20-х - начале 30-х годов в СССР направил большие ресурсы на развитие металлургии и угледобывающей промышленности Юга страны, а также на реализацию масштабных и достаточно рискованных проектов по созданию металлургической базы на Востоке. Подробнее о такой тенденции см. тут:
Урал против Юга и
Капитальные вложения в металлургические предприятия СССР в 1927-1936 годах Не трудно заметить, что Восток в общем объеме финансирования занимал до 35-45%, еще около 40-45% в среднем приходилось на "советский Рур" - металлургию Юга России и Украины. В принципе, такой расклад можно объяснить тем, что металлургия Юга была наиболее развитой, мощной и давала быстрее всего отдачу. Вопрос инвестиций в восточные регионы был, скорее, политический, чем чисто экономический, поскольку уже во второй половине 30-х годов стало ясно, что предприятия Урала и Сибири не обеспечивают себя в полной мере сырьем и прирост производительности идет медленно. В связи с этим ряд проектов по созданию на Востоке новых предприятий (Бакальский завод, Нижнетагильский, Орско-халиловский) был либо отложен, либо само строительство было заморожено.
Между тем, в самом центре России существовал старый металлургический регион, базирующийся на богатых железорудных месторождениях и имеющий прекрасную логистику по доступности как к каменноугольному сырью (Донбасс), так и к потребителям (машиностроительным предприятиям Украины, Москвы, Ленинграда и Урала). Речь идет о т.н. Центральном металлургическом регионе. Согласно приведенным в предыдущих постах данным, объем инвестиций, выделявшийся правительством на этот регион редко когда превышал 10% в общем потоке для советской металлургии. Такая недооценка перспективного региона привела к тому, что Центральный район вплоть до Великой отечественной войны играл роль лишь вспомогательного. В 1940 году на предприятия Центра приходилось лишь 8,6% общесоюзной выплавки чугуна, 8% выплавки стали и 7% производства проката.
Одной из причин было слабое внимание к разведке местных железорудных месторождений, поэтому вплоть до 1937 года предприятия Центра - Ново-Липецкий МЗ, "Свободный Сокол", Косогорский, Новотульский МЗ и ряд других - обеспечивались на 25-30% рудой с Украины. И хотя добыча руды в Центре за следующие 4 года выросла в три раза (до 1,5 млн. тонн), некоторое количество этого сырья завозилось по-прежнему с Украины.
Освоение Центра
Начало строительства домны НЛМЗ
6 апреля 1930 года президиум ВСНХ СССР постановил: «Строительство Липецкого металлургического завода включить в число первоочередных вновь начинаемых построек металлургических заводов». 25 февраля 1931 года было принято постановление СНК СССР о строительстве чугунолитейного завода на базе Липецкого железорудного месторождения и местных известняков. Первоначально производственная мощность завода - будущего НЛМЗ - была рассчитана на уровень 350 тыс. тонн литого чугуна. Чуть позже ее скорректировали до 650 тыс. тонн чугуна в год. 25 июля 1931 года началось строительство котлована под фундамент доменных печей и кауперов. Прямо на стройке организовали учебный комбинат для подготовки новых кадров. В мае 1932 года начался монтаж первой домны.
НЛМЗ в начале 30-х годов
Строительство металлургического предприятия велось при помощи лопат и носилок. На стройке одновременно трудилось более 3 тыс. человек. В 1934 году на предприятии начала функционировать домна №1, 7 ноября был получен первый чугун. В ноябре 1935 года была запущена домна №2, и мощность предприятия вышла на уровень 650 тыс. тонн чугуна. Производственная мощность в целом была достигнута к 1937-1938 годам и в 1940 году НЛМЗ занимал по выпуску чугуна 65% от его произовдства в Центральном металлургическом районе (порядка 3,5-4% общесоюзного произовдства). К 1941 году на предприятии работало две домны, железнодорожный, механический цеха, ТЭЦ. Общая численность рабочих составляла 2700 человек.
Эвакуация: туда и обратно
Домна НЛМЗ
В октябре 1941 года правительство СССР приняло решение об эвакуации доменного оборудования, оборудования ТЭЦ, водоснабжения, железнодорожного и механического цехов НЛМЗ в Челябинск. В ноябре оборудование доменных печей было демонтировано и вывезено на Урал, на станцию Шагол Южно-Уральской железной дороги, где его было решено использовать для строящегося Челябинского металлургического завода. Было отправлено 14 эшелонов из 600 вагонов с оборудованием. В декабре, после разгрома немцев под Москвой, было получено распоряжение о возвращении оборудования НЛМЗ в Липецк. Вагоны с оборудованием отправились в обратную дорогу длиной в полторы тысячи километров.
В начале марта 1942 года последний эшелон отправился в Липецк, где уже кипела работа по восстановлению домен. За неполных три месяца металлурги, строители, жители Липецка и окрестных деревень сотворили чудо: первая домна в середине лета 1942-го была готова к пуску. Но приказа о пуске предприятия не последовало. Из-за немецкого наступления летом 1942 года на Юге была начата новая эвакуация НЛМЗ из Липецка. В 1942 году в Челябинск с НЛМЗ было повторно эвакуировано оборудование двух доменных печей, теплоэлектроцентрали, механическое, электрическое, теплотехническое оборудование, провода, кабели, материалы, запчасти, готовая продукция, автотранспорт, железнодорожный подвижной состав, - все, что могло быть использовано при строительстве завода на новом месте. В основном, кроме фундаментов и зданий, весь Новолипецкий металлургический завод был демонтирован и перевезен на строящийся Челябинский металлургически завод. Всего было вывезено 553 вагона оборудования, 123 вагона материалов, 11 паровозов и 55 вагонов заводского парка, 104 пассажирских вагона, в которых находились 713 рабочих и специалистов.
В январе 1944 года в Челябинске бывшая ТЭЦ НЛМЗ выработала первый ток, а 30 апреля первая доменная печь НЛМЗ в Челябинске дала чугун (см. подробнее:
ЧМК: сталинский долгострой). После вторичной эвакуации Новолипецкий завод предполагалось закрыть - уж очень пострадал он от спешного демонтажа оборудования. На месте, где стояли доменные печи и ТЭЦ, остались лишь фундаменты да кое-какие железобетонные сооружения. Ввиду близости фронта все это было заминировано. В литейном цехе, опустевшем без оборудования, сохранились лишь остатки вагранки, в механическом - два токарных станка, в железнодорожном - старенький паровоз, десяток вагонов. В 1943 году в Липецке, используя только оставшееся не вывезенным с завода оборудование, часть старого оборудования из внутренних ресурсов области и из ресурсов Наркомчермета были восстановлены литейный цех и ремонтно-механический цех, в 1944 году произведено переоборудование железнодорожного депо под сталелитейный цех. Работали вспомогательные цехи: водоснабжения, электроцех, железнодорожный, автотранспортный. В цехах производили ремонт сельскохозяйственных машин и орудий, изготавливали конные приводы, подковы, выпускали продукцию для фронта: заготовки подошв для минометов, окопные печи, корпуса гранат Ф-1, осуществляли ремонт танков.
В последующем завод был переведен на производство паропроводной арматуры высокого давления - задвижек "лудло" и вентиляторов "Сирокко" для предприятий черной металлургии. Корпуса и некоторые части вентилей, задвижек изготовлялись из стали. Это была, пожалуй, главная трудность для новолипчан: пришлось налаживать, пусть в небольшом количестве, выплавку стали. В короткий срок из подручных материалов, благодаря смекалке рабочих и специалистов, на заводе был сооружен бессемеровский конвертер. Его техническая оснащенность не отличалась совершенством, нелегко приходилось обслуживающему персоналу, но зато была решена главная задача: на заводе начали плавить сталь. Две доменные печи НЛМК были восстановлены в 1950-1951 годах.
Преимущества НЛМЗ как предприятия были по достоинству оценены лишь в 50-60-х годах, когда он стал превращаться в одного из флагманов советской металлургии, производителя наиболее качественных видов холодного проката. К концу 80-х годов прошлого века НЛМК был одним из самых современных (наряду с Череповецким меткомбинатом) и оснащенных заводов СССР.