Свидетельства очевидцев химатаки в Сирии

Sep 13, 2013 18:25

http://eyra-0501.livejournal.com/2888395.html
http://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/how-assad-chose-his-killing-fields-the-greatest-threat-to-the-syrian-leader-lies-on-his-doorstep--in-the-district-of-ghouta-which-was-targeted-by-his-chemical-weapons-8807534.html

Почему именно в Восточной Гуте было применено химоружие? Почему версии о "химоружии оппозиции" неверны? Слово очевидцам.

Британская газета "Индепендент" собрала свидетельства очевидцев химатаки.

People inspect bodies of children and adults allegedly killed in a toxic gas attack in eastern Ghouta, on the outskirts of Damascus, last month (Getty)

«Мы привыкли к сотням ракетных и артиллерийских обстрелов, они продолжаются до сих пор», - говорит Абу Абдулла, который побывал в окружении в Восточной Гуте в последний год. - Мы слышали, что американцы собираются бомбить. Но пока мы видели только бомбардировки Башара».

Влиятельный общественный деятель из Гуты (назовем его Мустафой Омаром), утверждает: время терпеть поражения подходит к концу. Он прибыл в Турцию из Иордании со списком оружия, необходимого для удара в самое логово режима.
Г-н Омар, богатый бизнесмен, перечислил значительную сумму собственных средств на снаряжение ряда «хатибов» (батальонов) повстанцев в этом районе. Он также помог в проведении визита инспекторов ООН на места химатаки в Гуте, поддерживал связь с различными группами бойцов. Г-н Омар находился в Иордании и Турции, намереваясь получить оружие от тех, кто оказывает международную поддержку. Британские официальные лица были в числе тех, с кем он поддерживал контакт, но, как настаивает г-н Оман, они не предоставляли ему оружия. Оно, скорее всего, идет от сочувствующих в Объединенных Арабских Эмиратах.
«Нам, возможно, придется обратиться к американцам. Сейчас в Иордании происходит много чего», - говорит он. Барак Обама объявил на прошлой неделе о том, что первая партия из 50 бойцов, обученных бывшими служащими вооруженных сил США, отправилась в Сирию.
«Мы не говорим, что в Гуте - лучшие бойцы, самые подготовленные из всех. Но мы - те, кто ближе всего к столице. Здесь - наилучшая позиция, чтобы атаковать Асада и его людей, - продолжает г-н Омар. - Конечно, асадисты понимают это. Именно по этой причине они осаждали нас несколько месяцев, то и дело атаковали, использовали химическое оружие». Предложение России о химическом арсенале режима доказывает, что «они использовали этот ядовитый газ. Это маневр, чтобы избежать удара, но заодно - еще и признание».


...Вскоре после известия о гибели людей официальный представитель МИД России заявил, что нервно-паралитическое вещество было доставлено самодельной ракетой, выпущенной с повстанческой стороны селения. Но никаких доказательств не представлено до сих пор. Другая версия, широко распространенная в Интернете - то, что якобы «Джабат ан-Нусра», жесткая исламистская группировка повстанцев и иностранных джихадистов, была снабжена компонентами химоружия принцем Бандаром бен-Султаном, руководителем саудовской разведки. Они хранились в тоннеле, где и произошла смертельная утечка.
Свидетельства жителей Гуты (не все из них - сторонники повстанцев) вместе с картами, нарисованными от руки несколькими из них, ставит эти версии под вопрос. Они неоднократно рассказывали о распылении химвеществ в Кафр-Батне, Зайне, Эйн-Тарме, Замалке, Модамии-аль-Шам в разное время, отметив, что одной самодельной ракеты не хватило бы на несколько ударов.
Название «Джабат ан-Нусра» автоматически объясняет горячность споров. Мощь и численность группировки, которая, как заявляется, связана с «Аль-Кайдой», растет на севере Сирии. Но она не имеет никакого отношения к Гуте. Крупнейшая исламистская группировка в этом районе - «Лива аль-Ислам», чьи активисты считаются не столь фанатичными, как у «Ан-Нусры» или «Исламского государства Ирака и Шама» (последняя является филиалом «Аль-Кайды»).
««Лива аль-Ислам» не такая, как «Ан-Нусра». Это разные организации, они действуют в разных областях, - говорит г-н Омар. - Вряд ли в Гуте имеется много бойцов иностранного происхождения. Есть ливийцы, как я знаю, двое или трое - из Саудовской Аравии, иорданец. Сирийские повстанцы не станут использовать химическое оружие на собственных поселениях. А иностранцы? Но могли бы саудовцы или кто-нибудь еще выполнить такую сложную задачу немногочисленными силами? Нет».
Абу Абдулла непреклонен: «Восточная и Западная Гута окружены правительственными силами. Как вы думаете, мы не знали бы о каких-то повстанцах с химоружием? Как полагаете, мы позволили бы такое, когда у нас есть семьи, дети? Разве нам недостаточно проблем с химоружием режима?»
Тоннели действительно существуют. Их используют для перемещения, чтобы избежать блок-постов. Но, если бы там случилась любая утечка опасных веществ, газ не достиг бы пострадавших районов, - заявляют жители.
2
Рияд аль-Наср, 23-летний студент-медик, находившийся в Восточной Гуте в ночь атаки, вспоминает: «Был много ракетных обстрелов - тяжелее, чем прежде. Модамии пришлось особенно плохо. Прозвучало слово «химатака», люди задыхались. Мы с друзьями отправились в полевой госпиталь, чтобы помочь им. За время революции мы видели много тел раненых, убитых. Но там не оказалось никакой крови. Когда мы были в госпитале, доставили много людей - с пеной у рта, с пеной, идущей через нос. Как дети, которые съели мыло».
Саед, другой медик, который находился в Замалке, сказал, что он был в шоке. «У принесенных людей шла рвота, зрачки их глаз были крайне сужены. Они не могли дышать - не один или двое, а десятки! Я видел много людей с мышечными спазмами. Они спустились в подвал, потому что решили, что это обычная бомбардировка. Нейротоксическое вещество тяжелее воздуха, оно настигло их».
Рияд аль-Наср продолжает: «Мы были в полевых госпиталях прежде, когда говорилось о химических атаках. Там лежали люди в состоянии удушья, они не могли говорить. Но ничего подобного мы не видели. Большинство пациентов были безнадежны, но мы знали, насколько важно принять решение задокументировать все очень точно».
Он считает, что около 600 человек скончалось ночью и утром, хотя «многие умерли, потому что мы не имели нужных медикаментов». Различные группы оппозиции называли цифры от 350 до 1 729. Это делает убийство в Гуте крупнейшим случаем гибели людей в химатаке со времен расправы Саддама Хусейна с курдами в Халабии в 1988 г. Госсекретарь США Джон Керри неоднократно использовал цифру в 1 429 человек, точность которой, как считают военные и разведывательные источники, невозможно проверить.

«Важно ли, было там 500 человек или 5 000?! Вы не видели того, что видели мы - матерей с мертвыми младенцами. Плачущие матери, дети с неподвижными открытыми глазами…» Рияд аль-Наср с болью говорит: «А как же все те, кого убил режим с использованием только бомб и самолетов?! Нужно ли какое-то определенное число мертвых детей, чтобы Америка и Англия сделали хоть что-то?!»
Г-н Омар убежден, что даже без изменения ситуации режим скоро рухнет. «Мы видим, что все больше и больше солдат переходят к нам. Другие просто бегут… - говорит он. - Наши друзья должны поддержать нас так, чтобы это произошло быстро. Мы хотим, чтобы с Гуты этот процесс начался, но не потому, что хотим мести. Это должно быть сделано для предотвращения мести, мы не экстремисты. Я знаю государственных служащих-технократов, которые будут необходимы для восстановления страны. Мы не хотим рубить им головы, как некоторые из исламистов».
Г-н Омар и его коллеги считают, что даже в случае победы повстанцев необходимы переговоры. «Мы не хотим, чтобы Асад был убит, как Каддафи, мы не такие. Мы хотим, чтобы он предстал перед судом, - говорит Омар. - Если это невозможно, то он должен покинуть страну с сотней самых близких к нему людей... Вот что я скажу оппозиции, которая сформирует следующее правительство и мы начнем переговоры, чтобы положить конец кошмару: мы не должны думать о себе. Мы должны думать о матерях с младенцами в отравленной Гуте».

Сирия

Previous post Next post
Up