* * *

Jan 30, 2018 08:00

Почему мне так важно открытие, что Высоцкий не был альпинистом (киноактер, играющий альпиниста - не в счет).

Однажды мне попалась статейка, где автор гнобил посетителей Эвереста за низкую мораль.
В таких суровых горах, пострадавших нередко оставляют умирать, так как спасти бывает чрезвычайно трудно.
В качестве морального образца, автор приводил альпинистские песни Высоцкого, мол сам погибни, но друга попытайся спасти.

Мне же не хотелось осуждать альпинистов с Эвереста.
Я бывал на военной тренировке, и там нас весьма убедительно учили. Спасать товарища из беды - право, но не обязанность. Бывают ситуации, когда и друга не спасешь, и сам погибнешь, и вдобавок других товарищей погубишь.
И это тоже контрастирует с кинематографом: главный герой фильма "В бой идут одни старики" учил - сам погибни, но друга спаси.

Мне всегда казалось правильным взвешивать шансы спасти друга из беды и не погибнуть при этом самому. Я ведь применяю логику ко всем сторонам жизни, к этике в том числе.
Таким образом, когда я узнал, что Высоцкий не был альпинистом - все стало по местам.
Он не смыслит в реальных горах, он, как и Маэстро, поет так, чтобы нравилось обывателю.

Ветхий человек совершает добрые поступки не столько из стремления максимального добра для всех людей, сколько для того, чтобы красиво выглядеть в глазах окружающих.
Тоже в принципе нелишняя вещь, не знаю, возможно ли без нее мирное сосуществование множества разумных существ.
Но если моральные формулы, вызванные самолюбованием, возводить в абсолют, и идти с ними в горы или на войну - это ведет к повышенной смертности.
Если ты принял решение не спасать друга из беды - ты никак не докажешь сплетникам, что не являешься эгоистом. Твои оценки, что спасти его было и так мало шансов, а погибнуть самому при попытке спасения - очень даже, будут только вызывать сакрастическую усмешку: оправдывается - значит, понимает, что неправ; мы такие гнилые отмазки сто раз слышали от разнообразных подлецов.
Previous post Next post
Up