Ограничить правительство

Aug 14, 2009 00:56





Где золотая середина в участии правительства в защите одних групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов?

В принципе, такая защита является одним из главных мотивов существования правительства.

Но должно ли правительство защищать права, свободы и интересы одних групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов? Или правительство должно защищать только права и свободы, уж никак не интересы одних групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов?

Другими словами, это вопросы о гражданском обществе.

Ведь именно интересы групп индивидуумов (на мой взгляд, в большей степени, чем права и свободы групп индивидуумов) являются предметом заботы гражданского общества. Гражданское общество тогда и появляется, когда становится очевидным, что правительство не хочет или не может защищать интересы групп индивидуумов, а группы индивидуумов в этом нуждаются, это насущная для них проблема, проблема будней.

С этой точки зрения, гражданскому обществу легче появиться там, где правительство не симулирует защиту интересов групп индивидуумов, если не может или не хочет их защищать. Открыто тоталитарные государства, скажем, социалистическая Польша, - в этом смысле гораздо более питательная среда для гражданского общества, чем скрыто тоталитарные государства, скажем, постсоветские республики в Европе.

Чтобы появилась польская "Солидарность" и связанные с ним гражданские движения, необходима была суровая, казённая поза правительства. Не желавшего или не способного защищать те интересы поляков, желание и способность защищать которые выразила "Солидарность".

С другой стороны, ничего подобного не возникнет в нынешней Украине или в нынешней России до тех пор, пока правительства симулируют защиту интересов основных групп индивидуумов, а индивидуумы, составляющие эти группы, продолжают верить в добрую волю правительства и испытывают разочарование не в самом принципе - что правительство защищает интересы, - а в конкретных персонах, которые ответственны в глазах индивидуумов за то, что добрая воля правительства коррумпируется в злую волю.

Вот почему гражданское общество естественно зарождается при открыто тоталитарном государстве и получает шанс относительно легко ограничить государство в участии в защите одних групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов защитой прав и свобод, но не интересов.

Дело даже не в том, что в многомиллионном обществе правительству практически невозможно сформулировать, осознать и отслеживать эволюцию интересов всехгрупп индивидуумов; удобнее и эффективнее, чтобы группы индивидуумов сами выполняли этот труд. Дело в том, что правительство всегда состоит из представителей немногих групп индивидуумов, притом довольно похожих, близких. Управление же обществом суть нахождение баланса всех групп индивидуумов и их интересов, система дефисов между ключевыми словами, формулирующими и называющими эти интересы.

Кроме того, правительство, занявшись защитой прав, свобод и интересов групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов, начинает воображать себя Великим Папочкой (или Великой Мамочкой) для граждан. Граждане видятся такому правительству детьми неразумными (в лучшем случае) или чернью (в худшем случае), или детьми и чернью одновременно, чернодетьми (в случае, если правительство настолько спесивое, узколобое и невыдержанное, что спесь, узколобость и невыдержанность напоминают психическое расстройство); детство, юность, молодость превращаются в глазах правителей в невежество, в опасное невежество, подлежащее строгому ограничению до той поры, когда возраст, брак или рост благосостояния не "обелят" чернодетей в глазах правительства - лучше сказать, побудят чернодетей уподобиться во всём правительству.

Вот почему важно ограничить правительство в защите групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов защитой прав и свобод, но не интересов; правительство воображает себя папочкой, когда защищает и интересы тоже, а когда правительство защищает интересы, тогда, во-первых, правительство опасно, ведь далеко не все интересы правительство способно заметить, сформулировать или признать нормальными, во-вторых, правительство конкурент гражданскому обществу и, значит, оно борется с гражданским обществом, всячески подавляет его. Подавляет граждан.

Да и даже любимый Иисус, говорят, сообщил нам: "И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах".

А посему позволять правительству воображать себя папочкой не только опасно, но ещё и грешно.

Значит, золотая середина в участии правительства в защите одних групп индивидуумов от посягательств других групп индивидуумов там, где правительство защищает права и свободы, но не защищает интересы, оставляя интересы в качестве предмета заботы гражданского общества.

Пишу, Теория политики

Previous post Next post
Up