Энн Фонтэйн, "Коко до Шанель"

Oct 11, 2009 06:19

     


Признаться, фильм меня поставил в тупик. Фильм холодный и тусклый, малоэмоциональный, нелёгкий, все сцены построены на цинизме, ни одного счастливого человека, чёткая презрительность по отношению к публике, без хэппи-энда. Подчёркиваю: без хэппи-энда.

Разве такое впечатление ожидаешь от картины о Коко, пусть и до Шанель?

Неудивительно, что в Соединённых Штатах фильм только месяц назад вышел в прокат, да и то ограниченный. Хотя премьера во Франции состоялась ещё в апреле.

В общем, расстроившись, я сразу после просмотра отправился на imdb.com, чтобы выставить фильму оценку 2 из 10. Выставил. И лишь через несколько часов после этого начал осознавать, насколько "Коко до Шанель" велик. Насколько он милосерен и тактичен, тонок и поучителен.

Пришлось исправить оценку на 8 из 10.


Кроме всего прочего, во время просмотра "Коко до Шанель" меня неприятно удивило повторение сюжетных элементов фильма об Эдит Пиаф "Жизнь в розовом цвете" режиссёра Оливье Даана.

Дело было не в том, что все байопики снимают приблизительно по одной схеме, и вот эта схема воспроизведена. Дело было в том, что "Коко до Шанель" снят по довольно объёмной книге Эдмонды Шарль-Ру, бывшего главного редактора французского "Vogue" и очень важной персоны.

В книге достаточно материала, который, если бы им воспользовались, предопределил бы появление захватывающего эмоционально насыщенного кино. Такого кино, какое не провоцирует прямое сравнение с более ранним фильмом, и какому большинство зрителей аплодирует по завершению сеанса. Ведь в жизни Шанель с 1883 по 1971 год столько всего...

Тем не менее, был избран ровно тот материал, который приводит к прямому и, на первый взгляд, невыгодному сравнению с "Жизнью в розовом цвете". И этот материал был использован ровно так, что аплодировать фильму не хотелось никому в зале.

Однако вот именно что благодаря такому сравнению "Коко до Шанель" обретает величие.

Итак, что же за сюжетные элементы были повторены?

"Жизнь в розовом цвете": отвратительное детство вне семьи; нужда быть певичкой в кабаке в дуэте с очень близкой подругой - почти сестрой; встреча благодаря пению и кабацкой жизни с богатым мужчиной, который помогает героине выйти в свет и обрести свой путь в жизни; сильнейшая любовь к другому мужчине и гибель этого мужчины в авиакатастрофе; тотальный эскапизм в наркотиках после утраты любимого.

"Коко до Шанель": отвратительное детство вне семьи; нужда быть певичкой в кабаке в дуэте с сестрой; встреча благодаря пению и кабацкой жизни с богатым мужчиной, который помогает героине выйти в свет; сильнейшая любовь к другому мужчине и гибель этого мужчины в автокатастрофе; тотальный эскапизм в тщеславии после утраты любимого.

Правда, вместо чувственности и безрассудства Эдит - холодность и рассчётливость Коко. Вместо мистицизма и шальной порывистости Эдит - цинизм и тонкое владение собой Коко. Вместо присущего Эдит "К чёрту работу! Люби!" - присущее Коко "К чёрту любовь! Работай!" И вместо предельно натуралистично показанных страданий Эдит и её боли - всего лишь одна лаконичная сцена, сцена с Коко не до, а уже во время Шанель: когда Коко не просто садится на лестнице в своём бутике, но как бы оседает на лестницу подобно марионетке, а не человеку, подобно вещи на верёвочках, а не телу, управляемому волей.

Так ли уж Эдит не жалела ни о чём, как об этом пела? Жалела. Ещё как жалела. Как минимум, о том, что упросила своего любимого лететь. Так ли уж она ставила крест на прошлом? Нет, именно прошлым она и жила долгие годы. И когда память стала её подводить, единожды призналась, что панически боится, что у неё постоянно видения, да всё не те. Так ли уж она не хотела ничего исправить в прошлом? Хотела. Как минимум, то, что случилось с её дочерью, покинутой Эдит и умершей в раннем возрасте. "Какими дурами мы тогда были, какими ничтожными дурами!" - говорила Эдит об этом.

А так ли уж Коко, в итоге, была счастлива и всем довольна? Фильм о ней развивается линейно - от лишений к славе - и завершается сценой на лестнице, о которой можно вообразить, что Коко как раз в этой сцене вспоминает всё предыдущее в фильме. Конечно, это будет лишь плод воображения, но... Разве холодность, тусклость, малоэмоциональность фильма, то есть воспоминаний Коко в контрасте с горячностью, яркостью, эмоциональной насыщенностью воспоминаний Эдит в "Жизни в розовом цвете", - разве это не свидетельствует в пользу того, что прошлое ей приносило только боль и сожаления, уж никак не счастье и довольство? Да, Коко пришла к тому, что люди, которые её избегали, стали за ней бегать. Но. Что это означало? Её принятие в качестве равной или, если точнее, её принятие в качестве равной в кругу несчастных? Если воображать, то фильм без хэппи-энда.

Впрочем, не будем воображать. Не все умеют. Останемся ровно в том, что нам показано. В истории успеха и внимания, востребованности и молодости.

Фильм "Коко до Шанель" приводит хоть и к прямому, но только лишь на первый взгляд невыгодному сравнению с "Жизнью в розовом цвете". Второй взгляд показывает выгоду.

Показывает тактичность, даже некоторое милосердие создателей. На экране не было стареющей Коко. Не было больной Коко. Не было Коко, покалеченной её неудачной беременностью. Зато на экране в "Жизни в розовом цвете" была именно такая Эдит - создатели фильма о ней были к ней безжалостны:







Фильм о Коко явно делали люди, уважающие Коко. Фильм об Эдит явно делали люди, уважающие только кассу и номинации на "Оскар". Сейчас, когда книги практически не читают, даже книги о великих, а вот фильмы всё ещё смотрят, - сейчас крайне важно, что лишь из книг о Коко и об Эдит единицы узнали бы, какими были эти две женщины на самом деле, чем они жили, и жили ли они вообще, или это была только яростная оборона от одиночества. Лишь из книг единицы узнали бы, из какой грязи они выбрались, и какой боли им это стоило. А вот из фильмов...

Зачем было выворачивать Эдит наизнанку?

Тем как раз фильм о Коко и поучительный, насколько уважительно и не на потребу низости он сделан. "Коко до Шанель" - это как бы оппозиция "Жизни в розовом цвете".

P.S.

Интересно, что Одри Тоту (роль Коко) и Марион Котияр (роль Эдит) в 2004 году сыграли оппозиционные роли в фильме Жана-Пьера Жене о первой мировой войне "Долгая помолвка". (Товарищи геи, обратите внимание, там ещё Гаспар Ульель играет).

Как сообщает нам царица наук Википедия, "Жене рассказывает историю молодой девушки Матильды (играет Одри), которая ищет своего пропавшего жениха, приговорённого к смерти вместе с ещё четырьмя солдатами за умышленное нанесение себе увечий из страха перед сражением. Марион Котияр исполнила роль Тины Ломбарди, бывшей проститутки, которая также ищет своего возлюбленного. Но он погиб на войне, и Тина вымещает свой гнев на обвиняемых, из мести добиваясь их смерти".          

Кино, Препарирование фильмов, Пишу

Previous post Next post
Up