Фотограф Альфред Микус знает, почему стоит снимать именно Беларусь (фото)

Aug 19, 2016 13:26


Где в Беларуси ловить эмоции? Что спрятано от туристических толп по всей стране? Отчего может открыться закрытый беларус? И как долго ещё просуществует настоящая аутентичная Беларусь? Об этом и не только  - в насыщенной и интересной беседе с минским фотографом Альфредом Микусом, который уже не один год снимает жизнь беларусов далеко за пределами большого города.



Альфред Микус

В профессиональную художественную фотографию Альфред пришёл в 42 года. Уже через пять лет стал обладателем самых престижных наград в этой сфере - золотых медалей FIAP (Международной федерации фотографического искусства), UPI (Международного Союза Фотографов) и других известных мировых фотосообществ. Он единственный из беларуских фотографов второй год подряд попадает в авторитетный справочник «Who’s Who in Photography», выпускаемый Американским Фотографическим Обществом (PSA).

Объездив десятки стран, осуществив множество фотопроектов, Альфред только убедился: за интересными, во многом уникальными кадрами не обязательно ехать далеко. Достаточно глубже узнать Беларусь - её культуру, древние традиции, обряды, которые до сих пор чтят во многих деревнях.

- Как получилось, что вы стали активно снимать обряды?

- Беларусь самобытная меня интересовала всегда. Как только начал увлекаться фотографией, с огромным удовольствием делал репортажи с рыцарских турниров, фестивалей, народных гуляний. Такие мероприятия часто проходили и проходят в Браславе, Полоцке, Дудутках…



Основной эта тема в моём творчестве стала после знакомства с моей будущей женой, которая работает журналистом в районной газете г. Поставы. Благодаря совместной работе - она пишет, а я фотографирую - объездили десятки хуторов и деревень в этом регионе. Познакомился с многочисленными местными жителями, заинтересовался католическими обрядами - на Поставщине много исторических храмов.

Два года снимал все католические праздники в костёле Св. Юды Тадеуша в деревне Лучай. Ксёндз прямо с алтаря предупреждал, что на празднике работает фотограф и постепенно меня уже все стали узнавать и не обращали внимания, поэтому получались такие эмоциональные кадры.



Вообще, весь Поставский регион оказался интересным - Лучай, Лынтупы, Камаи, Дуниловичи… Есть даже деревенька с названием Париж. Особенно мне нравится звучание: «Парыжскi Дом культуры», «Парыжская бiблiятэка»… Очень часто туда езжу и многих уже знаю. Открывать новые места помогали и друзья-фотографы из поставского фотоклуба «Светосила».

-  Как использовали такой богатый материал?

- В 2013 году отправил свои работы на престижный международный конкурс Humanity Photo Awards (HPA). Он проводится при помощи ЮНЕСКО раз в 2 года в Китае, организатор - China Folklore Photographic Association (CFPA). Фотографам предлагается показать серии фотографий на тему «Исчезающая национальная культура». В том году работы прислали фотомастера из 153 стран.



Я стал первым с 2009 года фотографом из Беларуси, который вошёл в число победителей этого престижного международного фотоконкурса. Жюри «зацепили» мои серии работ с фестиваля народной музыки «Звiняць цымбалы i гаромонiк» в Поставах и католических праздников в выше упомянутом д. Лучай. За счёт принимающей стороны мне посчастливилось побывать в Пекине на церемонии награждения и итоговой  выставке.

Чытайце па тэме: Шлюб з Палессем - фотавыстава Наталлі Дораш "Палешукі"





Фотографии из деревень Поставщины стали основой для моих персональных выставок - «Старики вы мои, старики», «Осенние мотивы», «Счастливы вместе», которые экспонировались в стенах старейшего в Беларуси Народного фотоклуба «Минск». Грустно, но сегодня многих героев публикаций уже нет в живых. Поэтому со временем фото приобретают совершенно другой смысл и ценность…





- Все сделанные вами портреты очень атмосферные и эмоциональные. В чём секрет?

-  Здесь помогает работа в паре. Когда те же старики увлечены беседой с журналистом, они быстро перестают обращать внимание на фотографа,  с головой погружаются в свои мысли, воспоминания. При этом плачут, смеются, отводят в сторону задумчивые взгляды… Вот они - настоящие эмоции! Моя задача - лишь успеть их зафиксировать. В одиночку сделать такие живые кадры во стократ сложнее.









Мне и самому нравится разговаривать с людьми. Да и любят меня почему-то пожилые бабушки. Видимо, глаза у меня доверчивые (смеётся - авт.). А если серьёзно, убеждён, что хороший фотограф обязан быть хорошим психологом, чтобы суметь раскрыть эмоциональный мир человека. Это не всегда просто. По опыту могу сказать: жители деревни куда более радушные, открытые, гостеприимные, чем горожане. Но их ещё нужно уметь «словить» в нужном месте в нужное время. Но у меня есть свой секрет: достаточно узнать в местном РАЙПО время приезда в деревню автолавки. Приедешь за полчаса, немного поснимаешь обстановку, начинают выходить местные жители. Тут уже с ними немного знакомишься. Когда приезжает автолавка, им уже не до меня, у них начинаются свои разговоры, они может между собой и не так часто общаются. Вот в этот момент можно и нужно снимать.



- А если сравнивать беларусов и людей за границей: кто более открыт?

- Европейцы. Наших людей разговорить или вызвать на какие-то эмоции очень сложно. Я не так давно ездил в Болгарию, Боснию и Герцеговину, работал по контракту со швейцарским «Красным крестом». Могу сказать, что люди в сельской местности в целом живут также небогато и просто, как мы, но при этом все очень доброжелательны и открыты. По сравнению с европейскими деревнями, у нас более закрытые люди.

Правда, когда приезжаешь, по предварительному звонку из газеты, тебя уже принимают как своего. В прямом смысле слова готовы поделиться последним куском хлеба. Ты понимаешь, что денег у них и так немного, а бабка гонит деда на велосипеде за 10 километров в магазин зимой, чтобы он купил нам мандаринчиков. Потому что для них приезд корреспондентов уже событие. Иногда привозишь с собой еду, а тебе говорят: «Ничего вашего городского нам не надо, я ради вас и черники насобирала, и курицу зарубила». Такое отношение к гостям лучше всего характеризует наших людей изнутри. Хотя и заставляет тебя порой чувствовать некий дискомфорт.

Чытайце па тэме: Российский фотограф Сергей Пономарев получил Пулитцеровскую премию







- А часто люди отказываются фотографироваться?

- Друзья говорили о такой проблеме, но мне она незнакома. У меня принцип: когда начинаю кого-то фотографировать и вижу через объектив, что человек меня заметил и ему это не нравится, просто подхожу и говорю: «Вы знаете, я фотограф, мы снимаем для проекта, посмотрите, как вы хорошо получаетесь, какая у вас красивая улыбка, можно я буду использовать это фото, не буду стирать». Моё благожелательное отношение, искренние улыбка и благодарность способны расположить любого. Люди не просто соглашаются, а ещё и благодарят за фото, просят их выслать, распечатать.

- Если бы вас попросили показать иностранному туристу настоящую Беларусь, какие фото использовали бы для этого?

- Показал бы именно жизнь маленьких городков и деревень. Причём мне не нравятся постановочные съемки, слишком они искусственные. Я за реальные сюжеты. А их вокруг бесчисленное множество. В этом убедился ещё в начале своей фотографической карьеры, когда с друзьями-единомышленниками объездил десятки беларуских регионов. Был приятно удивлён, как много в нашей стране уникальных архитектурных памятников - храмов, заброшенных усадеб… Приезжаешь в небольшой городок типа Ракова, Ивенца и  наслаждаешься обстановкой: не спеша ищешь нужный ракурс, свет, тени… С этих поездок в моём архиве осталась не одна тысяча фотографий.





В 2014 году я был участником проекта «Внимание, улыбочку», реализованного при финансовой поддержке Евросоюза и объединившего фотографов и их ассоциации из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Когда внушительный «десант» иностранных фотографов высадился в нашей стране, мы стремились показать им естественную жизнь, без лоска большого города. И не прогадали - участники проекта остались довольны поездкой и отмечали, что открыли для себя Беларусь с совершенно новой стороны.

- Чем, на ваш взгляд, можно привлечь иностранцев в Беларусь?

- Именно аутентикой: обрядами, фестивалями, историческими реконструкциями. Но развитию въездного туризма, думаю, мешают визовые вопросы, игнорирование отдельных частных инициатив на государственном уровне, отсутствие инфраструктуры в малых городах, а также должной рекламы, в первую очередь, в сети интернет. Сейчас, когда я задаю вопрос фотографам со всего мира, кого они знают из белорусских фотографов, в основном слышу в ответ: «Беларусь? Это где?».  Нет информации о Беларуси. Что касается привлечения зарубежных туристов… Надо набирать хороших интернет-маркетологов с отличным знанием языков и выходить на специализированные зарубежные сайты, общаться на форумах, размещать информацию, фото и т.д., отправлять сотрудников с печатной рекламой на зарубежные бизнес-форумы, выставки, биеннале и т.д.

К сожалению, иногда даже сами белорусы не знают о проводимых мероприятиях. Мне в этом плане помогает личное знакомство с их участниками, организаторами. Например, недавно удалось фотографировать невероятно колоритные древние обряды на Полесье - «Вождение куста» и «Перенос свечи», а также Петровский фест в Любанском районе Минской области. Вот что действительно нужно популяризировать, показывать туристам! Всё сделано от души, не для галочки, а действительно для людей. Такие мероприятия не должны быть закрытыми действами. Главное здесь хорошо продумать, как преподнести всё разнообразие древней белорусской культуры зрителям, чтобы их толпы не помешали проведению самих обрядов.

Чытайце па тэме: Путин, Меркель и другие. Лучшие фото политиков - 2015



- Насколько они могут быть интересны туристам?

- В социальных сетях я общаюсь с сотнями фотографов со всего мира, и среди них немало тех, кого интересуют именно народные сюжеты. В любом случае они не идут ни в какое сравнение с массовыми «народными» праздниками, где главная задача организаторов - заработать на гостях максимум денег при минимально для этого приложенных усилиях. Те же «Города мастеров» в большинстве случаев представляют рынок китайских побрякушек. Но разве сегодня ими можно удивить иностранцев?

- Плодотворности вашей работы можно только позавидовать…

- Мои главные союзники - мобильность и желание фотографировать. За 6 лет на своей машине намотал больше 300 тысяч километров. К бытовым условиям абсолютно не привередлив: если нужно, и в палатке переночую, и в деревенской хате без удобств. Но при этом для меня важно самому выбирать объекты и место съёмки, а не работать под заказ. Я свободный фотохудожник. В творчестве мне важно присутствие определённого настроения, вдохновения.

В последнее время увлёкся макросъёмкой. Открыл для себя мир природы с совершенно новой стороны. Через объектив камеры можно увидеть то, что невооружённым глазом никогда рассмотреть не сможешь. Это очень захватывает. Делаешь одно фото, второе, «цепляешься» за идею и в итоге создаёшь фотоистории, тематические серии. Главное - фантазия! Если её нет, то хорошие фотопроекты не удастся осуществить даже в самых экзотических  странах.





- Как вы относитесь к такому популярному сегодня в мире тренду, как фотоохота?

- Меня больше привлекают жанровые съемки с людьми. Фотографирование животных требует куда больше времени, терпения и средств из-за дороговизны специализированной оптики. Среди моих друзей есть настоящие профессионалы в этой сфере и я с удовольствием наблюдаю за их работами, но не более того.

- Что вы собираетесь делать дальше?

- И дальше фотографировать Беларусь аутентичную, в частности, деревни с немногочисленными коренными жителями, которых до сих пор можно увидеть в советских фуфайках и валенках. Пройдёт десяток лет - и их уклад жизни станет историей, которая больше не повторится. Уже сегодня в деревнях остаётся мало чего самобытного. Старые дома дачники перестраивают в современные - с пластиковыми окнами и альпийскими горками, а порой ещё и трёхметровыми заборами. Повсюду мобильная связь, интернет, дороги разъезжены автомобилями и квадроциклами. Новоиспечённые жители уже не такие эмоциональные, как коренные, которых сельская жизнь сделала добрее, одухотворённее. Это все и отпечатывается на их лицах.







Я люблю всех людей, которых снимаю, наверное, поэтому и кадры получаются душевные. Не люблю снимать ничего того, что вызывает у меня негативные эмоции.
Анастасия Шаткевич, фото: Альфред Микус, Traveling.by

жизнь, фотографии, Общество, Беларусь, эмоции

Previous post Next post
Up